Подольское кружево

Время прочтения: мин.

Кружевоплетение в Московской губернии начало развиваться в 1820-е годы в селе Васюнино благодаря Марии Николаевне Маркоткиной. Постепенно после отмены крепостного права кружевоплетение стало важным ремеслом для местных жителей, и к концу XIX века им занималось уже до 3500 мастериц.

История

Кружевоплетение в Московской губернии начало развиваться в 1820-е годы в селе Васюнино Подольского уезда. Изначально этот промысел развивался медленно и затрагивал лишь небольшое количество населённых пунктов. Основателем кружевоплетения в Подмосковье принято считать Марию Николаевну Маркоткину, дворовую помещиков Челищевых из села Васюнино. Она самостоятельно освоила технику плетения тонкого кружева, вдохновлённого бельгийским «малином». Мария Николаевна научилась искусно имитировать изделия, которые она заказывала из Европы, и вскоре её белоснежное кружево начало пользоваться большим спросом в белошвейных мастерских Москвы. К ней стали приходить девушки из соседних селений, чтобы обучиться этому ремеслу.



После отмены крепостного права село Васюнино, в котором проживало более 80 семей, стало центром кружевоплетения в Подмосковье. Для жителей села и окрестных деревень, которые получили небольшие земельные наделы, этот промысел стал одним из основных источников дохода. Мастерицы уже не пытались копировать западноевропейские образцы, а начали создавать уникальные кружевные изделия, мотивы которых сочетались с элементами русской народной вышивки и росписи.



До 1870-х годов кружевоплетением занимались лишь в шести сёлах, и количество кружевниц не превышало 300 человек. Однако в последней трети XIX века промысел расширился благодаря росту интереса к русскому кружеву. Оно стало популярным не только в Москве, но и за пределами России. В это время начали открываться специальные школы по обучению кружевоплетению в различных губерниях. Одной из наиболее известных была школа, основанная в 1892 году в усадьбе Александрово Подольского уезда, принадлежащей фабриканту и меценату Илье Васильевичу Щапову. К концу XIX века кружевоплетением, распространившимся не только в Подольском, но и в соседнем Серпуховском уезде, занималось уже около 3500 женщин.



В настоящее время образцы подольского кружева конца XIX — начала XX века представлены в коллекциях Государственного исторического музея и Всероссийского музея декоративного искусства. 



Также разнообразные кружевные изделия можно увидеть в муниципальном музее истории усадьбы Александрово — Щапово, где с 2006 года возобновилось обучение кружевоплетению на коклюшках.


Похожие предметы

Грязовецкая роспись

Собственный стиль росписи по дереву в Грязовце начал формироваться в XVII веке. Фоном выбирался чаще всего зелёный или голубовато-зелёный цвет. В цветочных рисунках преобладали красный, синий и жёлтый цвета, использовалось сусальное золото. Часто присутствовали изображения львов и коней.

Портрет Екатерины II

Одна из жемчужин коллекции Краснодарского художественного музея — портрет русской императрицы Екатерины II, который написал выдающийся русский художник Владимир Лукич Боровиковский в 1777 году во время службы в Миргородском казачьем полку.

«Дербентская мадонна»

Земля Дербента хранит в себе множество артефактов, одни из которых — статуэтки «Дербентской Мадонны». Обнаженные фигуры отражают культ богини плодородия. Их можно увидеть в музее цитадели Нарын-кала.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!