Грязовецкая роспись

Время прочтения: мин.

Собственный стиль росписи по дереву в Грязовце начал формироваться в XVII веке. Фоном выбирался чаще всего зелёный или голубовато-зелёный цвет. В цветочных рисунках преобладали красный, синий и жёлтый цвета, использовалось сусальное золото. Часто присутствовали изображения львов и коней.

История

На рубеже XV–XVI веков в северных областях зарождается уникальная живописная традиция. Её влияние отчетливо прослеживается в народной живописи. Уже в XVII веке в Грязовце появляется собственный стиль росписи по дереву с характерной палитрой цветов, композицией и особенностями письма. 


В XIX веке крестьянские дома изобиловали предметами, украшенными росписью. Её наносили на кухонную утварь и орудия труда (прялки, вальки, трепалки и т.п.). Грязовецкие прялки можно отнести к особым произведениям русского народного искусства. Они имели характерный для этой местности вид, часто их покрывали росписью.



Прялка изготавливалась из цельного куска дерева. Массивная ножка прялки шла сразу от корневого донца. Вверху она сужалась и оканчивалась небольшой лопастью. Лопасть прялки часто украшалась резьбой, дополнялась геометрическими узорами. Ножки украшались сквозной резьбой, образующей живописную декоративную композицию, в которой лунницы, ромбы, квадраты, петлеобразные фигуры сменялись пышными барочными завитками в стилистике русского искусства XVIII века.



Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли подробные изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Некоторые расписные деревянные изделия сохранились до наших дней. Уникальную грязовецкую роспись можно увидеть в коллекциях Вологодского музея-заповедника и Грязовецкого музея истории и народной культуры. 


Похожие предметы

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — памятник народного творчества Ливенского края, известный во всей России.

Камышинская плотина — незавершенная «стройка века»

Мощный промышленный объект, который остался только в планах и чертежах. От строительства пришлось отказаться из-за высоких затрат и рисков.

Обушок и поддирка

Горняцкая культура, зародившаяся в угольных шахтах, имеет богатые традиции, среди которых использование таких инструментов, как обушок и поддирка. Хотя современные технологии почти вытеснили эти орудия, обушок продолжает оставаться символом шахтёрского дела и присутствует в символике шахтёрских городов.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!