Агитпоезд «Октябрьская революция»

Время прочтения: мин.

Ярко украшенный состав на вокзале Ефремова горожане встречали с песнями и красными флагами. Агитпоезд прибыл в город, чтобы укрепить доверие к советской власти.

История

Летом 1919 года деникинская армия продвигалась к центру страны. Ефремовский уезд стал прифронтовой зоной.

Антон Иванович Деникин

С 29 июня 1919 года уезд был объявлен на военном положении, началась мобилизация коммунистов и комсомольцев в Красную армию. Обстановка еще более осложнилась, когда на тамбовском направлении прорвалась конница генерала Мамонтова и начала продвигаться на Ефремов и Елец. Началась эвакуация учреждений, мужское население было мобилизовано на рытье окопов.

К. К. Атаман. 1918–1919 гг.

14 октября в Ефремов прибыл в агитпоезд «Октябрьская революция», руководил им «всесоюзный староста», председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин. В годы Гражданской войны было создано несколько агитпоездов, в том числе «Военно-подвижной фронтовой литературный поезд имени товарища Ленина», «Красный восток», «Советский Кавказ», «Красный казак» и агитпароход «Красная звезда». Наибольшую известность приобрел агитпоезд «Октябрьская революция», который осуществил 12 рейсов по различным губерниям центральной России. В свою пятую поездку, следуя на Южный фронт, поезд сделал остановку в Ефремове.

Михаил Иванович Калинин

Литературно-инструкторский поезд «Октябрьская революция». 1920 г.

К вечеру в школе № 2 Михаил Калинин выступил на митинге перед рабочими, коммунистами и комсомольцами, на следующий день — перед крестьянами пригородных деревень Скороваровка, Каталовка и Уродовка. Он говорил о ситуации в стране, на фронтах, призвал ефремовцев самоотверженным трудом восстанавливать хозяйство, помогать Красной армии, укреплять советскую власть. Перед самым отъездом встретился с руководящими партийно-советскими работниками в вагоне поезда. По воспоминаниям одной из участниц этой встречи Е. Рудаковой, Калинин «не произносил речей, а расспрашивал нас о настроениях крестьян, об отношении народа к советской власти, о партийных ячейках и коммунистах города и села, о трудностях в нашей работе. Интересовался, есть ли жалобы трудящихся и как мы реагируем на них».

Вагон для совещаний агитпоезда «Октябрьская революция»

Агитационный поезд «Октябрьская революция». 1918 г.

Сам Михаил Калинин говорил, что будет считать свою миссию выполненной, если ему удастся «поднять настроение народных масс, укрепить доверие к советской власти, разъяснить им и осветить последние наши декреты, а также выяснить для себя главные нужды крестьянства, какие декреты и мероприятия необходимы для деревни, чтобы по возвращении в Москву употребить свои силы и свое влияние на проведение в жизнь этих, диктуемых самою жизнью мер и законов».

Плакат «Литературно-инструкторские поезда»

Агитационный поезд «Октябрьская революция»

А ситуация в Ефремовском уезде была сложной. Богатый черноземом уезд был тульской житницей, и продразверстка больно ударила по крестьянам. Волнения крестьян осенью 1918 года вынудили власти привлечь дополнительные силы. Будущий маршал Александр Михайлович Василевский, призванный в Красную армию в соседнем с Ефремовом Новосильском уезде, вспоминал, как впервые принимал участие в боевых действиях именно в Ефремовском уезде в составе отряда из 100 бойцов против кулаков: «За короткий срок комиссии и отряду удалось конфисковать многие тысячи пудов хлеба, спрятанного кулачеством, направить в распоряжение Ефремовского ревкома тысячи задержанных или добровольно явившихся крестьян, ранее уклонявшихся от призыва в Красную армию».

Группа сотрудников агитационно-инструкторского поезда «Октябрьская революция» с М. И. Калининым

Пермская боевая дружина

Вот и после агитпоезда, когда 21 декабря 1919 года было опубликовано обращение Владимира Ильича Ленина к тулякам об оказании помощи рабочим Москвы в доставке картофеля, то треть отправленного из Тульской губернии была из Ефремовского уезда. 

Визит председателя ВЦИК надолго запомнился ефремовцам и вспоминался как яркое событие спустя многие десятилетия.



Похожие истории

Вокзал Дербента

Первый паровоз прибыл в Дербент 1898 году. Железнодорожный вокзал Дербента построили к открытию линии в начале 1900-х годов. Здание выполнено в эклектичном русском стиле, его фасад украшают две башенки.

Как железные дороги изменили Россию

Сейчас сложно представить, как существовала наша огромная страна без сети железных дорог. Начав свою историю в 1837 году, железные дороги России стремительно развивались и влияли на жизни сотни тысяч людей.

Оборона Кунгура от войск Емельяна Пугачева

Оборона Кунгура от Пугачёвских разбойников - важная глава в истории города. Сбежавший воевода и городское ополчение, четыре штурма, крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери - город спасли смелость и объединённые усилия всех сословий.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!