Александровский (Сызранский) железнодорожный мост

Время прочтения: мин.

Сызранский район, г. Октябрьск

GPS: 53.172154 , 48.797924

В 1876 году в Сызрани построили первый железнодорожный мост через Волгу. До него составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед.

История

В 1876 году, через два года после того, как Сызрань вошла в железнодорожную сеть страны, первый железнодорожный мост через Волгу в ее среднем и нижнем течении начали строить у перевоза Батраки (с 1956-го — город Октябрьск).

До его появления составы через Волгу переправляли на паромах, зимой рельсы укладывали прямо на лед. Все это было долго, дорого, неудобно и весьма небезопасно.


Проектировать мост выпало будущему светиле отечественного мостостроения, а тогда начинающему инженеру-путейцу Николаю Аполлоновичу Белелюбскому (1845–1922). В ходе четырехлетнего строительства его проект претерпел изменения: Волга показала свой норов, и пришлось увеличить высоту волнореза.


Николай Аполлонович Белелюбский

Строили мост в основном крестьяне близлежащих губерний: Симбирской, Самарской, Оренбургской. Всего — две с половиной тысячи человек. Наблюдали за стройкой порядка ста инженеров и техников. Рабочие жили в возникшем тогда же поселке Правая Волга, там же находились склады и другие подсобные производственные сооружения.

Металлические конструкции пролетов закупали в Бельгии и на Брянских заводах, гранит для облицовки ледорезов и быков везли из Финляндии и с берегов Шексны. По мере строительства бюджет проекта рос и в конечном счете превысил четыре с половиной миллиона рублей.


Александровский мост через реку Волгу. 1900—1916 гг.

В итоге была возведена мощная, надежная, по сей день впечатляющая своими масштабами конструкция. Мост состоял из 13 пролетов общей длиной 1439,1 метра, одним концом упираясь в земли Симбирской губернии, а другим — Самарской. На то время это было самое крупное сооружение подобного рода в Европе и шестое в мире по размеру.

  1. Александровский мост через реку Волгу. 1879—1880 гг.
  2. Постановка пролета № 1 Александровского моста. 1879 г.

Торжественное открытие моста состоялось 30 августа 1880 года. В честь 25-летия царствования Александра II он получил название Александровского. В советский период мост был переименован в Сызранский, ныне оба эти названия используются как равнозначные.


Освящение и открытие Алексаднровского моста. 1880 г.

В Гражданскую войну, осенью 1918-го, 11-й и 12-й пролеты моста были взорваны отступавшими белыми.

 

Во время Великой Отечественной войны мост приобрел стратегическое значение — по нему с Урала, Сибири, Дальнего Востока на фронт непрерывным потоком шли воинские эшелоны. Защиту моста от налетов вражеской авиации обеспечивали зенитные батареи и эскадрилья истребителей-перехватчиков. 4 октября 1942 года, совершив таран «Юнкерса», летчик Николай Шутов ценой собственной жизни спас мост от очередной бомбардировки.


Николай Фёдорович Шутов

Сызранский железнодорожный мост. Наше время.

В послевоенное время мост несколько раз реконструировали, но, как уверяют специалисты, основные инженерные решения его создателей эти вмешательства не затронули.



Похожие места

Мост Белелюбского

Со второй половины XIX столетия транспортные проблемы стали нарастать. Было принято решение соорудить постоянный мост, и разработку проекта в 1893 году городская управа доверила профессору Института путей сообщения Николаю Белелюбскому

Октябрьский мост через реку Шексну

Вантовый Октябрьский мост, неформальный символ Череповца, ввели в эксплуатацию в 1981 году. На тот момент в СССР не было опыта строительства таких мостов: строители обращались к опыту Германии и Чехословакии.

Каменный мост

Считается, что Каменный мост через Березуйский овраг возвели в 1770-е годы. Это один из самых старых и красивых мостов России: его мощная конструкция держится на 15 каменных арках, высота достигает 23,5 метра. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!