«Арзамасские гари» XVII века

Время прочтения: мин.

Церковные реформы патриарха Никона в XVII веке вызвали недовольство старообрядцев. В знак протеста староверы стали совершать массовые самосожжения, которые остались в истории как «арзамасские гари».

Историческая справка

В XVII веке в Арзамасском уезде стали происходить массовые самосожжения жителей. Эти трагические события, оставшиеся в истории как «арзамасские гари», были вызваны церковной реформой, не принятой частью верующих.  



Никоновские реформы: раскол страны на два лагеря

Реформы патриарха Никона, проведенные во второй половине XVII века, серьезно повлияли на духовную жизнь российского общества. Фактически страна раскололась на сторонников этих новшеств и их противников — старообрядцев, которых официальные власти именовали раскольниками. На жесткие меры властей против церковных «ослушников» старообрядцы нередко реагировали, устраивая массовые самосожжения — гари. В Арзамасе и его округе последствия этого раскола наиболее ярко проявились в 1670-е годы. Самосожжения арзамасских крестьян свидетельствовали о широком распространении старообрядчества в этих местах. 



Портрет патриарха Никона с клиром

Две трагедии подряд

Так, в ночь с 12 на 13 мая 1675 года массовое самосожжение раскольников, приведшее к гибели 73 человек, произошло в деревне Коваксе. Из сохранившихся документов известны некоторые детали этой трагедии. Местный крестьянин Мамон Сергеев, в то время находившийся в селе Туманове, узнав о гибели в гари жены и шестерых детей, от горя едва не покончил жизнь самоубийством. Для выяснения причин происшедшего в Коваксу из Арзамаса направили подьячего Василия Шумилова. Миссия чиновника оказалась неудачной — ему не удалось выявить инициаторов гари. 

Менее чем через месяц, в ночь с 9 на 10 июня того же года, новое самосожжение староверов произошло в другой арзамасской деревне — Пасьяново. В ходе следствия выяснилось, что в бане сгорело шесть человек — крестьянин Михаил Ильин вместе с дочерьми и внуками. Однако другие подробности произошедшего выявить не удалось, инициаторов самосожжений вновь не обнаружили. 



Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 гг.

Власти ищут зачинщиков

В октябре 1675 года воевода Арзамаса Тимофей Богданович Булгаков был вынужден сообщить царю Алексею Михайловичу об участившихся в округе гарях. Из Москвы последовал приказ «накрепко» искать в Арзамасском уезде раскольников и объявить населению города о запрещении держать в своих домах пропагандистов самосожжений, которых указали арестовывать.



 Местные власти продолжили расследование причин гарей и через год, в апреле 1676 года, схватили одного из их инициаторов — нищего крестьянина Степана Ремезова, происходившего из села Новый Усад Арзамасского уезда. В родном селе он пропагандировал самосожжения и успел найти несколько крестьян, поверивших в его проповеди и намеревавшихся покончить жизнь самоубийством. Однако очень скоро местные власти арестовали Ремезова и его учеников. В ходе допросов и пыток выяснилось, что Ремезов ходил по селам и деревням Арзамасской округи и проповедовал учение о правильности старой веры и самосожжениях. Главным же инициатором гарей был не он, а выходец из Суздаля Иван Федоров, проживавший в старообрядческом скиту на реке Керженец. 


Игорь Машков «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон осматривают афонские древности, привезённые иеромонахом Арсением (Сухановым) из паломничества 1656 года»

С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном»

После ареста Ремезова самосожжения продолжились в 1676 и 1678 годах. На этот раз они произошли в деревне Соляная Гора и селе Страхово. Несмотря на меры властей по борьбе с расколом, Арзамас и его округа на протяжении многих лет оставались одним из крупнейших центров старообрядчества. Сторонники старой веры живут здесь и в настоящее время. 

 



Похожие истории

Козловский вал — фрагмент Белгородской сторожевой черты

Строительство Козловского вала как части Белгородской сторожевой черты началось в 1636 году. На сегодня сохранилось несколько его фрагментов, а на прилегающих территориях ведутся археологические раскопки.

Усиление Коломны и сбор объединенного русского войска перед Куликовской битвой

На протяжении своей долгой истории Коломна считалась одним из самых укрепленных городов-крепостей и щитом всей Северо-Восточной Руси.

Строительство № 501 ГУЛАГа (1947–1953)

В 1947–1953 годах заключенные ГУЛАГа строили железную дорогу Чум — Игарка. Большая часть работ была проведена, погибли тысячи человек, но стройку закрыли. По-прежнему работает лишь участок Чум — Лабытнанги.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!