Дом Нарышкиной

Время прочтения: мин.

Улица Селенгинская, 12А

GPS: 52.022209 , 113.512080

Первый усадебный особняк Читы — символ женской верности декабристской эпохи. Фрейлина Елизавета Нарышкина, дочь генерала Коновницына, в 23 года покинула Петербург ради супруга-каторжника, удочерила сироту и дала начало «Дамской улице».

Дом Нарышкиной — одно из исторических зданий города второй четверти XIX века. Это не только необычное для Читы архитектурное сооружение, но и яркий исторический памятник, пример верности, любви и стойкости русской женщины.

Елизавета Петровна Нарышкина — молодая, знатная, богатая и образованная дама — была фрейлиной при дворе императрицы Марии Фёдоровны и единственной дочерью легендарного русского генерала Петра Петровича Коновницына, портрет которого украшает галерею героев Отечественной войны 1812 года. Елизавета вышла замуж за блистательного военного и представителя именитого рода Михаила Михайловича Нарышкина. Её супруг примкнул к движению декабристов. Заговор раскрылся, и полковник Нарышкин был осуждён на каторгу. Елизавета Петровна последовала за ним в Читу — в то время ей было всего 23 года.


Она прибыла в город одной из первых, после Екатерины Ивановны Трубецкой, Марии Николаевны Волконской и Александры Григорьевны Муравьёвой. Елизавету Петровну Нарышкину сопровождала Александра Васильевна Ентальцева.

Потеряв ребёнка ещё в Петербурге, Нарышкина в Чите взяла на воспитание семимесячную девочку Уленьку. Приехавшие в Забайкалье женщины, сами того не планируя, многое сделали для преобразования облика Читы. Так, поселившись вблизи острога и выстроив дома, они дали начало особой улице, которую так и называли — Дамская улица. Декабрист Михаил Павлович Бестужев вспоминал: «Наше почти трёхлетнее пребывание украсило Читу десятками хороших домов, как чиновничьих, так и наших дам. У жителей появилось довольство, дома приняли благообразный вид».

Дом Нарышкиной стал первым усадебным домом города, который отличали необычные для этих мест элементы — мезонин и балкон.


Нарышкина прожила в этом доме примерно три года. В 1830 году её мужа перевели в Петровский Завод, и особняк пришлось продать. Декабрист Николай Иванович Лорер писал: «Наши поселенки должны были побросать свои жилища, своё хозяйство, а Елизавета Петровна Нарышкина продала свой домик за 2 головы сахару. Они поехали в Петровский Завод прежде нас, чтоб приготовить для своих мужей всё необходимое».

Нарышкина была верной опорой своему супругу. Они одни из немногих, кто дожил до амнистии и вместе вернулся на родину. Елизавета Петровна умерла и похоронена в Москве в некрополе Донского монастыря. Рядом с ней нашли упокоение муж и дочь.


С 1964 года в читинском доме Нарышкиной работает библиотека, которой впоследствии было присвоено имя Михаила Михайловича и Елизаветы Петровны Нарышкиных.

Похожие места

Тамбовская областная картинная галерея

В коллекции Тамбовской областной картинной галереи на данный момент насчитывается более восьми тысяч экспонатов. Особая гордость галереи — картина голландского живописца Яна ван Скореля «Мадонна с младенцем».

Воинский мемориал в деревне Мясной Бор

Мемориал в Мясном Бору — дань памяти десяткам тысяч бойцов 2-й Ударной армии, погибшим в 1942 году во время Любанской операции. Комплекс с памятником и часовней создан благодаря участникам экспедиции «Долина», которые возвращают имена павшим героям.

Мемориальный комплекс — захоронение в честь павших за Родину воинов Великой Отечественной войны

Строительство мемориала, открывшегося в 1982 году, началось вскоре после завершения войны. В этом месте покоятся военные, героически павшие в боях при обороне и освобождении города Ярцево и Ярцевского района в 1941 и 1943 годах.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!