Фрагменты сооружений Волго-Донского канала

Время прочтения: мин.

Волгоградская обл, Камышинский район, пос. Петров Вал

GPS: 50.124130 , 45.198606

Между реками Иловлей и Камышинкой до сих пор сохранились остатки дамбы, шлюза и двух веток канала Петровских времён, который так и не был достроен.

История

Волго-Донской судоходный канал строился с 1697 по 1701 год по указу Петра I и приговору Боярской думы. Главным его руслом была Камышинка. Летом, по самой малой воде в Волгоградском водохранилище в ее устье по сей день видны остатки перегораживавшей ее дамбы и первого шлюза канала.

Шлюз Волго-Донского судоходного канала

В нескольких километрах выше по течению реки в районе поселка Петров Вал сохранились фрагменты выходов из нее двух веток канала, северной и южной.


Согласно местному поверью, северную ветку строили турки во время похода султана Селима на Астрахань в 1569 году и потому ее называют Селимовым валом, а южную — Петровым валом. Однако факты говорят об ином. В действительности северную ветку канала строил в 1697 году перешедший на русскую службу шведский военный инженер Яган Брёккель. Швед не был профессиональным гидростроителем и допустил крупный просчет — построенный по его проекту шлюз был прорван потоком воды при первом же испытании. Опасаясь царского гнева, Брёккель зимой 1698 года поспешил тайно покинуть Россию.


Султан Селим

Южную ветку канала начал прокладывать британский мастер «слюзного дела» Джон Перри. По приказу царя из Казанского края и Нижегородской земли на строительство было направлено до 30 тысяч рабочих и все необходимые материалы, но вскоре начавшаяся Северная война вынудила на годы законсервировать стройку. Петр мечтал ее возобновить, но это ему так и не удалось. 


Проект по соединению Волги и Дона

Вопрос о продолжении строительства канала поднимался и впоследствии, но уже в XIX веке был сделан вывод о его бесперспективности из-за отсутствия нужных объемов воды.


Строительство мостов через Волго-Донской канал. 1951 г.

В конце концов канал, соединяющий Волгу с Доном, был построен после Великой Отечественной войны значительно ниже по течению Волги.


Похожие места

Жилой дом служащих станции Льгов Северо-Донецкой железной дороги

Дом был построен в начале XX века для железнодорожников. Здание считается образцом раннего этапа бюджетного типового строительства в России.

Дом архитектора Ивана Суравкова

Двухэтажное строение второй половины XVIII века. Выполнено неизвестным архитектором в стиле провинциальной эклектики.

Мост через реку Обь имени Валентина Солохина

Сургутский мост, перекинутый через Обь, на момент постройки стал самым длинным сооружением подобного типа. Мост попал в Книгу рекордов Гиннеса за четырёхсотметровый подвесной пролёт.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!