Грязовецкая роспись

Время прочтения: мин.

Собственный стиль росписи по дереву в Грязовце начал формироваться в XVII веке. Фоном выбирался чаще всего зелёный или голубовато-зелёный цвет. В цветочных рисунках преобладали красный, синий и жёлтый цвета, использовалось сусальное золото. Встречались изображения львов и коней.

История

На рубеже XV–XVI веков на Европейском Севере зарождается уникальная живописная традиция. Её влияние отчетливо прослеживается в народной живописи. Уже в XVII веке в Грязовце появляется собственный стиль росписи по дереву с характерной палитрой цветов, композицией и особенностями письма. 


В XIX веке крестьянские дома изобиловали предметами, украшенными росписью. Её наносили на кухонную утварь и орудия труда (прялки, вальки, трепалки и т.п.). Грязовецкие прялки можно отнести к особым произведениям русского народного искусства. Они имели характерный для этой местности вид, часто их покрывали росписью.


Прялка корневая грязовецкого типа. Конец XIX - начало XX вв.

Прялка изготавливалась из цельного куска дерева. Массивная ножка прялки шла сразу от корневого донца. Вверху она сужалась и оканчивалась небольшой лопастью. Лопасть прялки часто украшалась клиновидной резьбой в виде лучистых розеток и полуразеток, которая дополнялась геометрическими узорами. Ножки украшались сквозной резьбой, образующей живописную декоративную композицию, в которой лунницы, ромбы, квадраты, петлеобразные фигуры сменялись пышными барочными завитками в стилистике русского искусства XVIII века.


Прялка вологодская (грязовецкая). XIX в.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкая. XIX в.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка «грязовецкого» типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Начало XX в. 

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкая. XIX в.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка «грязовецкого» типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Конец XIX - начало XX вв.

Уникальная форма и техника украшения грязовецких прялок позволила выделить их в особый тип и назвать «прорезными». Ещё большую уникальность придаёт прялкам самобытная роспись. Цветочные композиции в оттенках красного, жёлтого или синего цветов располагались на зелёном или голубовато-зелёном фоне. Сложный цветочный орнамент дополняли изображения золотых львов и коней. Техника изображения была во многом схожа с техникой иконописи. При нанесении росписи мастера использовали сусальное золото. В некоторых случаях его наносили под фоновый зелёный цвет, что придавало фону свечение. Другим вариантом было нанесение поверх фона. Тогда краски цветочного орнамента получались глубже.


Прялка корневая грязовецкого типа. Начало XX в. 

Некоторые расписные деревянные изделия сохранились до наших дней. Уникальную грязовецкую роспись можно увидеть в коллекциях Вологодского музея-заповедника и Грязовецкого музея истории и народной культуры. 

Грязовецкий музей истории и народной культуры

Похожие предметы

Коллекция шишек писателя В. А. Чивилихина

Несмотря на то что в мемориальном доме есть немало вещей, принадлежавших Чивилихину, особенный интерес представляет коллекция хвойных шишек, которую передала в дар в 1998 году его вдова.

Мальтинская венера

На стоянках древнего человека Мальта и Буреть нашли более тысячи артефактов, включая знаменитых «Мальтинских Венер». Эти статуэтки, созданные более 20 тысяч лет назад, отражают ранние художественные традиции и аспекты жизни первобытных людей.

Каминные часы со скульптурой «Переход через Балканы»

Одним из уникальных экспонатов ангарского Музея часов считаются каминные часы в бронзовом корпусе. Сверху их украшает изысканная скульптура, которую отлили в начале 1880-х годов на петербургской фабрике Шопена.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!