Кресало (огниво) X–XI веков

Время прочтения: мин.

Загадочный сюжет на рукояти средневекового огнива в коллекции художественного музея вряд ли будет когда-то разгадан. Это только добавляет интерес к артефакту и подтверждает его ценность для отражения истории города и региона.

История

В 1996 году недалеко от Сургута было найдено огниво, датируемое X–XI веками. Огниво, или кресало, — приспособление для высекания искры. Оно состоит из двух частей: железной пластины для высекания огня и бронзовой рукояти с изображенным на ней загадочным сюжетом.

Кресало с бронзовой рукоятью. X-XI вв.

Кресало. XIV в.

 Композиция огнива, хранящегося в Художественном музее Сургута, представляет фигуру человека, находящуюся между двумя большими хищными птицами, обращенными к друг другу и одновременно по направлению к человеку как центру композиции. Хорошая детализация изображения говорит о том, что средневековый ремесленник обладал высоким уровнем мастерства. Ученые определили, что орудие было создано в Волжской Булгарии из бронзы и железа. Изделие выполнено в технике литья и ковки. Его размеры — 6,1 × 5,2 × 0,2 сантиметра.

Кресало с бронзовой рукоятью. X-XI вв.

Представленный на изделии сюжет получил в литературе неофициальное наименование «Один и вороны». Согласно этой версии, центральной фигурой выступает здесь скандинавский бог Один, верховное божество викингов. По обе стороны от него два ворона — Хугин («Думающий») и Мунин («Помнящий») — рассказывают Одину все о происходящем где-либо в мире.

Бог Один

Другая версия гласит, что на огниве изображены две птицы, поднимающие на небо Александра Македонского (356–323 годы до нашей эры) — великого завоевателя, покорившего половину мира. Древний эпос содержит сюжет, в котором Александр велел поймать двух птиц и, привязав их к корзине, вознесся на небо. В эпоху Средневековья на месте птиц в композиции изображались грифоны, считавшиеся проводниками душ в загробный мир. Поскольку сюжет «Вознесение Александра Македонского на небо» мог символизировать вознесение Иисуса Христа, изображение было известно в русской религиозной традиции и изделие вполне могло попасть на север Западной Сибири с русскими купцами.

Барельеф «Вознесение Александра Македонского»

Третья версия соотносит сюжет с персонажами мифологии обских угров, преимущественно манси, говоря об изображении божества по имени Мир-сусне-хум — «За миром наблюдающий человек» или «Смотрящий за миром». Известный в фольклоре ханты как Ими Хилы, он был посредником между миром живых и мертвых. Согласно мансийской мифологии, Космос включает три сферы: небесный — Верхний мир, земной — Средний и подземный — Нижний. Верхним миром правит Нуми-Торум, а в Среднем мире, на земле, жизнью людей управляет младший, но получивший старшинство, наподобие библейского Иакова, сын Нуми-Торума — Мир-сусне-хум, или Торум-пах, Торума сын. Как повелитель птиц, он велит птицам перелетать на север. Мир-сусне-хум объезжает землю, проверяет ситуацию в мире людей, передает им наказы своего отца.

Похожие предметы

Память солдата Великой Отечественной

Скромный набор предметов фронтового быта помогает составить портрет солдата, который вынес на своих плечах всю тяжесть войны и привёл нашу страну и весь мир к великой Победе над фашизмом.

«Дербентская мадонна»

Земля Дербента хранит в себе множество артефактов, одни из которых — статуэтки «Дербентской Мадонны». Обнаженные фигуры отражают культ богини плодородия. Их можно увидеть в музее цитадели Нарын-кала.

Скала «Гребешок»

Скала «Гребешок» — это ландшафтный природный памятник. Он находится на правом берегу реки Чусовой. На гребне скалы есть пещера, где были найдены древние следы человеческого присутствия.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!