Кресало (огниво) X–XI веков

Время прочтения: мин.

Загадочный сюжет на рукояти средневекового огнива в коллекции художественного музея вряд ли будет когда-то разгадан. Это только добавляет интерес к артефакту и подтверждает его ценность для отражения истории города и региона.

История

В 1996 году недалеко от Сургута было найдено огниво, датируемое X–XI веками. Огниво, или кресало, — приспособление для высекания искры. Оно состоит из двух частей: железной пластины для высекания огня и бронзовой рукояти с изображенным на ней загадочным сюжетом.

Кресало с бронзовой рукоятью. X-XI вв.

Кресало. XIV в.

 Композиция огнива, хранящегося в Художественном музее Сургута, представляет фигуру человека, находящуюся между двумя большими хищными птицами, обращенными к друг другу и одновременно по направлению к человеку как центру композиции. Хорошая детализация изображения говорит о том, что средневековый ремесленник обладал высоким уровнем мастерства. Ученые определили, что орудие было создано в Волжской Булгарии из бронзы и железа. Изделие выполнено в технике литья и ковки. Его размеры — 6,1 × 5,2 × 0,2 сантиметра.

Кресало с бронзовой рукоятью. X-XI вв.

Представленный на изделии сюжет получил в литературе неофициальное наименование «Один и вороны». Согласно этой версии, центральной фигурой выступает здесь скандинавский бог Один, верховное божество викингов. По обе стороны от него два ворона — Хугин («Думающий») и Мунин («Помнящий») — рассказывают Одину все о происходящем где-либо в мире.

Бог Один

Другая версия гласит, что на огниве изображены две птицы, поднимающие на небо Александра Македонского (356–323 годы до нашей эры) — великого завоевателя, покорившего половину мира. Древний эпос содержит сюжет, в котором Александр велел поймать двух птиц и, привязав их к корзине, вознесся на небо. В эпоху Средневековья на месте птиц в композиции изображались грифоны, считавшиеся проводниками душ в загробный мир. Поскольку сюжет «Вознесение Александра Македонского на небо» мог символизировать вознесение Иисуса Христа, изображение было известно в русской религиозной традиции и изделие вполне могло попасть на север Западной Сибири с русскими купцами.

Барельеф «Вознесение Александра Македонского»

Третья версия соотносит сюжет с персонажами мифологии обских угров, преимущественно манси, говоря об изображении божества по имени Мир-сусне-хум — «За миром наблюдающий человек» или «Смотрящий за миром». Известный в фольклоре ханты как Ими Хилы, он был посредником между миром живых и мертвых. Согласно мансийской мифологии, Космос включает три сферы: небесный — Верхний мир, земной — Средний и подземный — Нижний. Верхним миром правит Нуми-Торум, а в Среднем мире, на земле, жизнью людей управляет младший, но получивший старшинство, наподобие библейского Иакова, сын Нуми-Торума — Мир-сусне-хум, или Торум-пах, Торума сын. Как повелитель птиц, он велит птицам перелетать на север. Мир-сусне-хум объезжает землю, проверяет ситуацию в мире людей, передает им наказы своего отца.

Божество Мир-сусне-хум

Похожие предметы

Скульптура Христофора Колумба в собрании Ногинского музейно-выставочного центра.

Работа итальянского скульптора Эмилио Дзокки со 150-летней историей — один из самых интересных экспонатов в Ногинске.

Каминные часы со скульптурой «Переход через Балканы»

Одним из уникальных экспонатов ангарского Музея часов считаются каминные часы в бронзовом корпусе. Сверху их украшает изысканная скульптура, которую отлили в начале 1880-х годов на петербургской фабрике Шопена.

Тарелка и чашка из набора, выполненного к международной выставке-ярмарке приграничной торговли «Сибирь — Азия, 98

Рубцовск называют воротами в Азию, так как он выполняет транзитную функцию в организации торговли со Средней Азией. Выставка «Сибирь — Азия, 98» подтвердила этот статус, объединив представителей России, Китая и Казахстана для обсуждения сотрудничества.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!