Икона Николая Чудотворца из муромского музея

Время прочтения: мин.

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых христианского мира. В Муромском историко-художественном музее хранится икона святого, созданная на рубеже XIII–XIV веков.

История

Он жил в конце III — первой половине IV века и был епископом Мир Ликийских в Малой Азии. После смерти он прославился как великий чудотворец. Когда в 1087 году мощи святителя перенесли в итальянский город Бари, был объявлен новый праздник в честь знаменательного события, происходивший 22 мая (9 мая по старому стилю). Праздник не стал популярным у греков, но сразу распространился на Руси. В более позднее время этот день назывался в народе Никола Вешний.

Общий вид города Бари в Италии

В Муромском историко-художественном музее хранится один из древнейших сохранившихся образов святого, выполненных русскими иконописцами. Искусствоведы датируют его концом XIII — первой половиной XIV века и, как считается, образ создан недалеко от Мурома. Это самый древний экспонат в собрании икон музея.


Икона Николая Чудотворца. Конец XIII – первая половина XIV вв. Дерево, темпера. Муромский историко-художественный музей

Святитель изображен по пояс и смотрит прямо на молящегося. Правой рукой он благословляет христиан, левой держит Евангелие. Черты его округлого лица крупны и строги. Губы плотно сжаты. Слева и справа от Николая Угодника — изображения Христа и Божией Матери. Образ имеет внушительные размеры — 99 на 74,5 сантиметра.

Цветовая палитра иконы достаточно архаична и построена на выразительных контрастах желтого с красным, пурпурного с белым и черным. В то же время в образе святителя прослеживается определенный психологизм. Очевидно, мастер имел перед собой образец, связанный с византийским искусством времен Палеологовского ренессанса. Внимательный взгляд Николая Чудотворца лишен отрешенности аскета. Силуэт святого плавен, плечи покаты и узки.


Икона Благовещение из церкви святого Климента в Охриде. XIV в.

В первой половине XVII века икона уже хранилась в Николо-Набережной церкви. К этому времени для нее изготовили серебряный с позолотой оклад. В XIX веке в Муроме образ считался чудотворным. В ходе реставрации иконы специалисты обнаружили следы красочного слоя синего цвета. В местах утраченной живописи реставраторы нашли поздние вставки. В правой половине иконы сохранились фрагменты живописи XVII века: изображение Богоматери и медальона.

Церковь святителя Николая (церковь Николо–Набережная) в Муроме. 2014 г. Автор фото – Надежда Пивоварова

В первой половине XVII века икона уже хранилась в Николо-Набережной церкви. К этому времени для нее изготовили серебряный с позолотой оклад. В XIX веке в Муроме образ считался чудотворным. В ходе реставрации иконы специалисты обнаружили следы красочного слоя синего цвета. В местах утраченной живописи реставраторы нашли поздние вставки. В правой половине иконы сохранились фрагменты живописи XVII века: изображение Богоматери и медальона.



Похожие предметы

Лицевой летописный свод — вершина древнерусской книжной миниатюры

Семнадцать тысяч иллюстраций только в сохранившихся томах, сотни исторических сюжетов, освоенных русской живописью от завязки до кульминации, всё это — уникальный литературный памятник, посвящённый всемирной и русской истории.

Эпиграфика Маяцкого городища — древние рисунки на стенах крепости

Маяцкое городище IX—X вв. располагается на мысе в Лискинском районе,  где  река Тихая Сосна впадает в Дон. Это белокаменная крепость с рисунками и надписями, которые сохранились до наших дней.

Ссыльный колокол, в итоге возвратившийся в Углич

История о «медном заключенном», оповестившем город о гибели царевича Дмитрия, а затем высланном из города на 300 лет. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!