Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Владимирская обл, г. Александров, улица Вокзальная, дом 10

GPS: 56.397993 , 38.704642

Александров стал крупнейшей станцией магистрали от Москвы до Ярославля в период активного развития железных дорог. Городу железнодорожное сообщение дало мощный толчок в развитии, ведущие мануфактуры получили пути сбыта продукции.

История

Станция Александров-1 относится к Ярославскому региону Северной железной дороги. Маршруты поездов дальнего следования связывают город с Ярославлем и Иваново. Электричкой из Александрова можно за два часа доехать до Ярославского вокзала в Москве.

Железнодорожная станция Александров

Как известно, вторая половина XIX века была отмечена бурным развитием железных дорог в России. Оно особенно ускорилось после отмены крепостного права, когда в строй ежегодно вводилось 1,5–2,5 тысячи километров стальных путей. Естественно, что в первую очередь дороги прокладывались в промышленном центре страны, где «чугунка» пролегла по линиям старинных гужевых дорог.

Прибытие первого пассажирского поезда в Александров. 1877 г.

В 1859 году по инициативе промышленников Федора Васильевича Чижова и Ивана Федоровича Мамонтова было основано Общество Московско-Троицкой (позднее — Московско-Ярославской, Московско-Ярославско-Архангельской) железной дороги. Именно с этого времени начинается история Северной железной дороги. Сейчас, в несколько измененных границах, она считается филиалом Российских железных дорог. К 1862 году магистраль связала Москву и Сергиев Посад. В 1865 году через Владимирскую губернию железная дорога дошла до Ярославля. На этом участке крупнейшей промежуточной станцией стал Александров. В 1907 году станция Александров Московско-Ярославской магистрали вошла в состав казенных Северных железных дорог. 

Фёдор Васильевич Чижов

К 1871 году к югу была протянута отдельная линия, ведущая от Александрова до села Карабаново — так древний город стал важным железнодорожным узлом. В результате александровская красильная фабрика и карабановская прядильно-ткацкая мануфактура, основанные купцами Барановыми, получили удобные пути сбыта продукции. Строительство магистралей привело к дальнейшему росту промышленности: в 1874 году текстильная мануфактура открылась в селе Струнино (сейчас это Александровский район). 

Железнодорожная станция Карабаново. 1871 г.

Первый деревянный вокзал был возведен в Александрове в 1869 году. Это здание простояло до 1903 года, после чего было заменено кирпичной постройкой, сохранившейся до наших дней. Новый вокзал — одноэтажный, но с двухэтажной центральной частью — выполнен в стиле эклектики с заметным преобладанием элементов классицизма. Высокие арочные окна придают зданию торжественный, внушительный вид. Декор фасадов богат, но строг и выразителен. Александровский вокзал по праву признается одним из самых интересных с точки зрения архитектуры на всей линии от Москвы до Ярославля. 

Вокзал железнодорожной станции Александров. 1903-1910 гг.

Вокзал железнодорожной станции Александров. Наше время

В 2012 году в здании вокзала по инициативе почетного железнодорожника, ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Владимировича Родителева открылся Музей истории Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Он считается филиалом музея, расположенного на московском Павелецком вокзале. Его экспозиция включает уникальную аппаратуру, фотографии паровозов и составов, а также биографии заслуженных работников транспорта.

На площади у вокзала находится церковь Святого Серафима Саровского, возведенная в 1904–1905 годах. Это один из первых храмов, построенных в России в честь этого подвижника, причисленного к лику святых в 1903 году. Небольшое одноглавое здание в неорусском стиле богато украшено кокошниками. В 1928 году храм был закрыт и частично разобран, но в 2007 году восстановлен.

Церковь Святого Серафима Саровского в Александрове

Церковь Святого Серафима Саровского в Александрове

Похожие места

Железнодорожная станция и здание вокзала в Рубцовске

Первый поезд со станции Рубцовка отправился более ста лет назад. Со временем станционный посёлок стал важной частью города. Сегодня здесь проходят поезда дальнего следования.

Вокзал Алатырь

Открытая в конце XIX века, железная дорога в Алатыре быстро обросла новой инфраструктурой и развивала экономику и культуру города. Здесь в прошлом веке выступали главные революционеры. Сегодня встречает и провожает пассажиров новое здание вокзала.

Железная дорога и вокзал

Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!