Историческая справка о городской железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Владимирская обл, г. Александров, улица Вокзальная, дом 10

GPS: 56.397993 , 38.704642

Александров стал крупнейшей станцией магистрали от Москвы до Ярославля в период активного развития железных дорог. Городу железнодорожное сообщение дало мощный толчок в развитии, ведущие мануфактуры получили пути сбыта продукции.

История

Станция Александров-1 относится к Ярославскому региону Северной железной дороги. Маршруты поездов дальнего следования связывают город с Ярославлем и Иваново. Электричкой из Александрова можно за два часа доехать до Ярославского вокзала в Москве.

Железнодорожная станция Александров

Как известно, вторая половина XIX века была отмечена бурным развитием железных дорог в России. Оно особенно ускорилось после отмены крепостного права, когда в строй ежегодно вводилось 1,5–2,5 тысячи километров стальных путей. Естественно, что в первую очередь дороги прокладывались в промышленном центре страны, где «чугунка» пролегла по линиям старинных гужевых дорог.

Прибытие первого пассажирского поезда в Александров. 1877 г.

В 1859 году по инициативе промышленников Федора Васильевича Чижова и Ивана Федоровича Мамонтова было основано Общество Московско-Троицкой (позднее — Московско-Ярославской, Московско-Ярославско-Архангельской) железной дороги. Именно с этого времени начинается история Северной железной дороги. Сейчас, в несколько измененных границах, она считается филиалом Российских железных дорог. К 1862 году магистраль связала Москву и Сергиев Посад. В 1865 году через Владимирскую губернию железная дорога дошла до Ярославля. На этом участке крупнейшей промежуточной станцией стал Александров. В 1907 году станция Александров Московско-Ярославской магистрали вошла в состав казенных Северных железных дорог. 

Фёдор Васильевич Чижов

К 1871 году к югу была протянута отдельная линия, ведущая от Александрова до села Карабаново — так древний город стал важным железнодорожным узлом. В результате александровская красильная фабрика и карабановская прядильно-ткацкая мануфактура, основанные купцами Барановыми, получили удобные пути сбыта продукции. Строительство магистралей привело к дальнейшему росту промышленности: в 1874 году текстильная мануфактура открылась в селе Струнино (сейчас это Александровский район). 

Железнодорожная станция Карабаново. 1871 г.

Первый деревянный вокзал был возведен в Александрове в 1869 году. Это здание простояло до 1903 года, после чего было заменено кирпичной постройкой, сохранившейся до наших дней. Новый вокзал — одноэтажный, но с двухэтажной центральной частью — выполнен в стиле эклектики с заметным преобладанием элементов классицизма. Высокие арочные окна придают зданию торжественный, внушительный вид. Декор фасадов богат, но строг и выразителен. Александровский вокзал по праву признается одним из самых интересных с точки зрения архитектуры на всей линии от Москвы до Ярославля. 

Вокзал железнодорожной станции Александров. 1903-1910 гг.

Вокзал железнодорожной станции Александров. Наше время

В 2012 году в здании вокзала по инициативе почетного железнодорожника, ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Владимировича Родителева открылся Музей истории Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Он считается филиалом музея, расположенного на московском Павелецком вокзале. Его экспозиция включает уникальную аппаратуру, фотографии паровозов и составов, а также биографии заслуженных работников транспорта.

На площади у вокзала находится церковь Святого Серафима Саровского, возведенная в 1904–1905 годах. Это один из первых храмов, построенных в России в честь этого подвижника, причисленного к лику святых в 1903 году. Небольшое одноглавое здание в неорусском стиле богато украшено кокошниками. В 1928 году храм был закрыт и частично разобран, но в 2007 году восстановлен.

Церковь Святого Серафима Саровского в Александрове

Церковь Святого Серафима Саровского в Александрове

Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Мозаики известного художника Г. В. Черёмушкина стали украшением фасада и внутренних стен вокзала Сургута 80-х годов. Город вырос и находится в ожидании нового здания вокзала.

Вокзал Коломны

Первую коломенскую железнодорожную станцию построили в трех верстах от самой Коломны. Позднее в черте города открыли новый полустанок. В 1897 году станции получили современные названия: Голутвин и Коломна.

Вокзал Калуги

Железная дорога пришла в Калугу во второй половине XIX века благодаря стараниям местного промышленника. Первый вокзал открыли в 1874 году, но построили новый уже в 1901-м, здание его служит и по сей день.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!