Историческая справка о городской железнодорожной станции Крюково (Зеленоград)

Время прочтения: мин.

Москва, Зеленоградский административный округ, Привокзальная пл., д. 1, стр. 1

GPS: 55.980267000 , 37.173630000

Станция Крюково в Зеленограде, основанная до появления города, сыграла ключевую роль в его развитии, обеспечивая важные железнодорожные коммуникации. В прошлом она была одной из первых на Николаевской железной дороге и служила важным транспортным узлом, а в настоящее время является конечной станцией МЦД-3.

История

Расположенная в Зеленограде станция Крюково основана значительно раньше, чем сам Зеленоград, и её появление стало важным фактором для выбора места расположения города.

Станция Крюково была одной из первых на Николаевской железной дороге, сегодня известной как Октябрьская, ставшей первой в России железной дорогой общегосударственного назначения. Ранее существовавшие железные дороги, такие как Царскосельская (открытая в 1837 году) и Варшавско-Венская (открытая в 1848 году), были региональными и соединяли различные части России и её союзников.


Станция Крюково Николаевской железной дороги. Художник М. П. Чехов. Конец 1880-х гг.

Николаевская железная дорога была построена в период с 1843 по 1851 год и соединяла две столицы Российской империи — Санкт-Петербург и Москву. Проект был разработан российскими инженерами, в числе которых были П. П. Мельников, будущий первый глава Министерства путей сообщения, и Н. Ф. Крафт. Выбор места для строительства станции Крюково был обусловлен нормами расстояний, согласно которым следующая станция, Химки, находилась в 18 километрах, а также удобными условиями для строительства, учитывающими перепады высот в этой местности.


П. П. Мельников. 1865 г.

Открытие движения по Николаевской железной дороге произошло в 1851 году. Станция Крюково не только обслуживала пассажиров, но и обеспечивала движение поездов, выполняя функции по заправке паровозов водой и углём. Поскольку на месте не было значительных водных ресурсов, на небольшой речке Сходня построили плотину, что привело к образованию пруда, получившего название Водокачка. В настоящее время это озеро известно как Школьное.


Первый проезд императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 г. Ф. Мартенс

Станция Крюково относилась к третьей из четырёх категорий станций и была оснащена двумя высокими деревянными платформами, завершавшимися башнями. В одной из башен находилась техника для заправки паровозов водой, а другая служила депо для стоянки и обслуживания паровозов. Также были обустроены тёплые помещения для технического персонала. По центру перронов стояли пассажирские вокзалы, представленные одноэтажными деревянными зданиями с кассами, залом ожидания, буфетом и часовенкой, где проводились богослужения по выходным.


Здание вокзала на станции Крюково. 1913 г.

Однако во время боевых действий осени — зимы 1941 года, когда станция была в зоне активных сражений, комплекс зданий был полностью разрушен. После войны в процессе восстановления были сначала отремонтированы пути, которые затем стали использоваться для электропоездов. Первый электропоезд от Крюкова до Клина прошёл в конце марта 1953 года.


Бой за станцию Крюково. Художник А. В. Сибирский. 2007–2008 гг.

Новый вокзал был построен в 1950-х годах и сохранился до наших дней. Этот старый Крюковский вокзал является одним из немногих исторических сооружений Зеленограда, предшествующих самому городу. В настоящее время в рамках создания Московских центральных диаметров Крюково стало конечной станцией МЦД-3, также известного как Ленинградско-Казанский диаметр. В связи с этим, а также учитывая статус города, было построено новое современное здание станции, получившее название «Зеленоград-Крюково».


Похожие места

Павелецкий вокзал

Был построен в Москве к 1900 году. Свое название он получил от села Павелец Рязанской губернии.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Бугульма, расположенная на пересечении речных и сухопутных торговых и транспортных путей, сохранила своё значение благодаря успешной адаптации к изменяющимся условиям. В первую очередь, это касается введения железнодорожного сообщения в начале XX века. Открытие Волго-Бугульминской железной дороги в 1911 году стало важным событием, обеспечившим городу экономический рост и развитие.

Здание железнодорожного вокзала 1916 года постройки

Станция Медвежья Гора имеет вокзал в виде сказочного терема — это деревянное здание с композиционным решением в традициях зодчества русского севера.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!