Историческая справка о городской железнодорожной станции Крюково (Зеленоград)

Время прочтения: мин.

Москва, Зеленоградский административный округ, Привокзальная пл., д. 1, стр. 1

GPS: 55.980267000 , 37.173630000

Станция Крюково в Зеленограде, основанная до появления города, сыграла ключевую роль в его развитии, обеспечивая важные железнодорожные коммуникации. В прошлом она была одной из первых на Николаевской железной дороге и служила важным транспортным узлом, а в настоящее время является конечной станцией МЦД-3.

История

Расположенная в Зеленограде станция Крюково основана значительно раньше, чем сам Зеленоград, и её появление стало важным фактором для выбора места расположения города.

Станция Крюково была одной из первых на Николаевской железной дороге, сегодня известной как Октябрьская, ставшей первой в России железной дорогой общегосударственного назначения. Ранее существовавшие железные дороги, такие как Царскосельская (открытая в 1837 году) и Варшавско-Венская (открытая в 1848 году), были региональными и соединяли различные части России и её союзников.


Станция Крюково Николаевской железной дороги. Художник М. П. Чехов. Конец 1880-х гг.

Николаевская железная дорога была построена в период с 1843 по 1851 год и соединяла две столицы Российской империи — Санкт-Петербург и Москву. Проект был разработан российскими инженерами, в числе которых были П. П. Мельников, будущий первый глава Министерства путей сообщения, и Н. Ф. Крафт. Выбор места для строительства станции Крюково был обусловлен нормами расстояний, согласно которым следующая станция, Химки, находилась в 18 километрах, а также удобными условиями для строительства, учитывающими перепады высот в этой местности.


П. П. Мельников. 1865 г.

Открытие движения по Николаевской железной дороге произошло в 1851 году. Станция Крюково не только обслуживала пассажиров, но и обеспечивала движение поездов, выполняя функции по заправке паровозов водой и углём. Поскольку на месте не было значительных водных ресурсов, на небольшой речке Сходня построили плотину, что привело к образованию пруда, получившего название Водокачка. В настоящее время это озеро известно как Школьное.


Первый проезд императора Николая I по Царскосельской железной дороге в 1837 г. Ф. Мартенс

Станция Крюково относилась к третьей из четырёх категорий станций и была оснащена двумя высокими деревянными платформами, завершавшимися башнями. В одной из башен находилась техника для заправки паровозов водой, а другая служила депо для стоянки и обслуживания паровозов. Также были обустроены тёплые помещения для технического персонала. По центру перронов стояли пассажирские вокзалы, представленные одноэтажными деревянными зданиями с кассами, залом ожидания, буфетом и часовенкой, где проводились богослужения по выходным.


Здание вокзала на станции Крюково. 1913 г.

Однако во время боевых действий осени — зимы 1941 года, когда станция была в зоне активных сражений, комплекс зданий был полностью разрушен. После войны в процессе восстановления были сначала отремонтированы пути, которые затем стали использоваться для электропоездов. Первый электропоезд от Крюкова до Клина прошёл в конце марта 1953 года.


Бой за станцию Крюково. Художник А. В. Сибирский. 2007–2008 гг.

Новый вокзал был построен в 1950-х годах и сохранился до наших дней. Этот старый Крюковский вокзал является одним из немногих исторических сооружений Зеленограда, предшествующих самому городу. В настоящее время в рамках создания Московских центральных диаметров Крюково стало конечной станцией МЦД-3, также известного как Ленинградско-Казанский диаметр. В связи с этим, а также учитывая статус города, было построено новое современное здание станции, получившее название «Зеленоград-Крюково».


Похожие места

Царская башня

Царскую башню построили в 1990-х годах по проекту Алексея Викторовича Щусева. Сейчас там проходят выставки и творческие мероприятия.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

За строительство железной дороги через Ефремов выступали местные купцы. Налаженное сообщение дало толчок экономическому развитию города и определило строительство промышленных предприятий.

Железная дорога и вокзал

Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!