Историческая справка о городской железнодорожной станции Медвежья Гора

Время прочтения: мин.

Республика Карелия, г. Медвежьегорск, улица Артемьева, дом 26А

GPS: 62.908170 , 34.449779

Станция сыграла большую роль при организации грузоперевозок через Кольский залив и строительстве Беломорско-Балтийского канала.

История

Бригады депо Медвежья Гора водят грузовые и пассажирские поезда до Кеми и Сумского Посада — на север, до Свири и Санкт-Петербурга — на юг. Здесь есть музей истории железнодорожного транспорта — комплекс, охватывающий и здание вокзала.

Депо Кемь. 1970 - 1980 гг.

В начале Первой мировой войны прямые морские и сухопутные коммуникации России с ее союзниками — Англией и Францией — были прерваны. Оставался только путь через порт Архангельска, доступный лишь пять месяцев в году. Поэтому решили спешно строить железную дорогу между Санкт-Петербургом и незамерзающим Кольским заливом. В июне 1914 года — за месяц до начала войны — было образовано Управление по строительству Мурманской железной дороги. В октябре окончательно решили строить эту дорогу, а 1 января 1915 года Николай II выделил средства, и строительство началось.


Николай II

Строительство железнодорожной станции в Семеновской бухте Кольского залива. 1916 г.

Вся трасса была разделена на линии. Дистанция от Петрозаводска до Сороки (ныне — Беломорск) вошла в Южную линию. Линии делились на строительные участки. Правление второго участка находилось в Медвежьей Горе. Линия Петрозаводск — Сорока была построена за восемь месяцев. Первый поезд прошел станцию Медвежья Гора 21 декабря 1915 года. В ноябре 1915 года решили построить вокзал, который возвели по проекту архитектора Руфина Михайловича Габе в 1916 году.


Руфин Михайлович Габе

Во время Гражданской войны станция находилась под контролем интервентов и белогвардейцев с мая 1919 года до февраля 1920 года. Последней вспышкой Гражданской войны было Карельское восстание зимой 1921–1922 годов, в ходе которого повстанцы при поддержке белофиннов развернули «мостовую войну» — жгли и разрушали деревянные мосты и железнодорожные станции от Медвежьей Горы до Кандалакши.

Взорванный белофиннами железнодорожный мост на Карельском перешейке

Карельское восстание. 1921 - 1922 гг.

В 1924 году в поселке открыли школу-семилетку для детей железнодорожников, в 1925 году — железнодорожный туберкулезный санаторий, позднее появилась больница, клуб, а в парке Железнодорожников был открыт Дом обороны. В 1931 году возникло локомотивное депо станции Медвежья Гора. Постоянно рос объем грузоперевозок. В центральную Россию через Медвежью Гору везли лес, апатит, а на север — материалы для строительства Беломорско-Балтийского канала и грузы для предприятий Карелии и Кольского полуострова.

Станция Медвежья Гора. 1941 г.

В 1941–1944 годах Медвежьегорск находился в оккупации. Когда 23 июня 1944 года город был освобожден, отступая финны разрушили и заминировали железную дорогу. Тем не менее сквозное движение от Мурманска до Ленинграда восстановили уже 16 июля 1944 года.


В 1950 году в Медвежьегорске построили новое паровозное депо. В 1959 году по участку Кемь — Волховстрой впервые прошел состав на тепловозной тяге, и в этом же году в Медвежьегорское депо поступил первый тепловоз. В 1990-е годы участок Идель — Медвежья Гора начали электрифицировать. В декабре 2005 года полностью завершили электрификацию участка Медвежья Гора — Свирь. В апреле 2002 года участок сдали в эксплуатацию. В том же году в Медвежьегорске построили новый дом отдыха локомотивных бригад, медпункт и столовую.

Железнодорожный вокзал г. Медвежьегорск

Похожие места

Городской железнодорожный вокзал Рязани

Первый паровоз прибыл в Рязань летом 1864 года, регулярное сообщение запустили через год, а первый вокзал возвели в 1866-м. Это было лаконичное кирпичное здание, которое расширили и перестроили через 100 лет.

Вокзал Кемерово. Точка опоры железного скелета Кузбасса

Железная дорога в нынешнем Кемерове появилась в 1915 году, через год построили пассажирскую станцию, а изящный деревянный вокзал возвели в 1930 году. В 1964 году построили новый трехэтажный каменный вокзал.

Курский вокзал

До недавнего времени Курский вокзал был одной из самых оживленных станций Курского и Горьковского направлений. Каждая реконструкция здания вокзала меняла его облик под стать эпохе.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!