Историческая справка о железнодорожной станции и вокзале

Время прочтения: мин.

Московская область, г. Дубна, ул. Вавилова, 11А

GPS: 56.746045 , 37.200503

Железнодорожная линия, соединяющая Москву и Дубну, появилась в 1934 году в связи со строительством канала Москва — Волга и Иваньковской ГЭС. Сегодня в городе работают два вокзала — Дубна и Большая Волга.

История

Дубна — самая удалённая от столицы станция на линии Савёловской железной дороги и конечный пункт однопутного ответвления длиной 38 километров от станции Вербилки. Эта ветка была введена в эксплуатацию значительно позже начала регулярного движения по основному маршруту Савёловской дороги, открытому в 1901–1902 годах. Ветка на Дубну была построена приблизительно в 1934 году заключёнными Дмитровлага ОГПУ-НКВД в рамках масштабных работ по строительству канала Москва — Волга и Иваньковской ГЭС. Первоначально конечной станцией этой ветки была станция Большая Волга, открытая в 1935 году. Однако из-за необходимости строительства 53-километровой линии Кривандино — Рязановка в Шатурском и Егорьевском районах Московской области ветка в 1943 году была демонтирована.


госкаталог

Возобновление линии Вербилки — Дубна произошло в середине 1950-х годов, когда в Дубне началось строительство наукограда. При этом новая ветка была продлена до самого центра новой городской агломерации, став на 5 километров длиннее по сравнению с предыдущей. Её конечная станция получила название Дубна. Поэтому в наукограде сегодня работают два железнодорожных вокзала: Дубна и Большая Волга. Вопрос о закрытии одного из них и сохранении другого периодически поднимается общественностью города.



В 1970-х годах вся линия была электрифицирована, а с начала 2000-х годов на ней начали курсировать электропоезда-экспрессы повышенной комфортности. Они преодолевают расстояние до Савёловского вокзала Москвы за два с небольшим часа.

Вокзал Дубна был капитально реконструирован в 2002 году и занимает площадь около 600 квадратных метров. В его двухэтажном здании, оформленном витражами и металлическими панелями и оснащённом волнообразным навесом, располагаются билетные кассы и технологические службы. На привокзальной площади организована стоянка для личного и общественного транспорта.



Главным железнодорожным терминалом наукограда является вокзал Большая Волга. Это современное двухэтажное здание площадью более 2 тысяч квадратных метров было построено в 2004 году. Прежний одноэтажный вокзал в стиле сталинского ампира сохранился, но сегодня не используется; в нём планируют разместить железнодорожный музей. В новом вокзале на первом этаже находятся зал ожидания, кассы дальнего и пригородного сообщения, медпункт и отделение полиции. На втором этаже размещаются городской краеведческий музей и выставка плакатов и исторических фотографий Дубны.



На широкой привокзальной площади расположены остановки общественного транспорта и парковка. В центре площади установлен памятник — маневровый паровоз серии 9П, подаренный Министерством путей сообщения к 45-летию Дубны и 100-летию Транссибирской магистрали, хотя Дубна прямого отношения к этой магистрали и не имеет. На фронтоне этого памятника-паровоза изображён двуглавый орёл.




Похожие места

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Кирпичное здание Мценского вокзала - архитектурный памятник рубежа XIX-XX вв. Богато декорированное строение в эклектичном стиле до сих пор выполняет свои функции и ожидает масштабной реконструкции.

Златоуст — один из ключевых железнодорожных узлов страны

Рельсовый путь через Златоуст должен был соединить центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком, поэтому имел стратегическое значение.

Ростовская железная дорога и вокзал

Первая железная дорога в России, построенная без привлечения иностранных инвестиций, была закончена в рекордные два года. Тогда же, в 1870 году, сюда отправился поезд из Москвы
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!