Историческая справка о железнодорожной станции Большая Волга в городе Дубне

Время прочтения: мин.

ул. Вавилова, 11А

GPS: 56.746045 , 37.200503

Железнодорожная линия, соединяющая Москву и Дубну, появилась в 1934 году в связи со строительством канала Москва — Волга и Иваньковской ГЭС. Сегодня в городе работают два вокзала — Дубна и Большая Волга.

История

Дубна — самая удалённая от столицы станция на линии Савёловской железной дороги и конечный пункт однопутного ответвления длиной 38 километров от станции Вербилки. Эта ветка была введена в эксплуатацию значительно позже начала регулярного движения по основному маршруту Савёловской дороги, открытому в 1901–1902 годах. Ветка на Дубну была построена приблизительно в 1934 году заключёнными Дмитровлага ОГПУ-НКВД в рамках масштабных работ по строительству канала Москва — Волга и Иваньковской ГЭС. Первоначально конечной станцией этой ветки была станция Большая Волга, открытая в 1935 году. Однако из-за необходимости строительства 53-километровой линии Кривандино — Рязановка в Шатурском и Егорьевском районах Московской области ветка в 1943 году была демонтирована.


Канал Москва — Волга. 1936–1937 гг.

Возобновление линии Вербилки — Дубна произошло в середине 1950-х годов, когда в Дубне началось строительство наукограда. При этом новая ветка была продлена до самого центра новой городской агломерации, став на 5 километров длиннее по сравнению с предыдущей. Её конечная станция получила название Дубна. Поэтому в наукограде сегодня работают два железнодорожных вокзала: Дубна и Большая Волга. Вопрос о закрытии одного из них и сохранении другого периодически поднимается общественностью города.

В 1970-х годах вся линия была электрифицирована, а с начала 2000-х годов на ней начали курсировать электропоезда-экспрессы повышенной комфортности. Они преодолевают расстояние до Савёловского вокзала Москвы за два с небольшим часа.

Вокзал Дубна был капитально реконструирован в 2002 году и занимает площадь около 600 квадратных метров. В его двухэтажном здании, оформленном витражами и металлическими панелями и оснащённом волнообразным навесом, располагаются билетные кассы и технологические службы. На привокзальной площади организована стоянка для личного и общественного транспорта.


Железнодорожный вокзал станции Дубна. 2016 г.

Главным железнодорожным терминалом наукограда является вокзал Большая Волга. Это современное двухэтажное здание площадью более 2 тысяч квадратных метров было построено в 2004 году. Прежний одноэтажный вокзал в стиле сталинского ампира сохранился, но сегодня не используется; в нём планируют разместить железнодорожный музей. В новом вокзале на первом этаже находятся зал ожидания, кассы дальнего и пригородного сообщения, медпункт и отделение полиции. На втором этаже размещаются городской краеведческий музей и выставка плакатов и исторических фотографий Дубны.


Дубна. Вокзал Большая Волга. 2008 г.

На широкой привокзальной площади расположены остановки общественного транспорта и парковка. В центре площади установлен памятник — маневровый паровоз серии 9П, подаренный Министерством путей сообщения к 45-летию Дубны и 100-летию Транссибирской магистрали, хотя Дубна прямого отношения к этой магистрали и не имеет. Курьёзом выглядит и изображение на фронтонном листе паровоза двуглавого орла – первый локомотив этой серии был построен в 1935 году.


Дубна. Памятник «Паровоз» на фоне железнодорожный вокзала Большая Волга. 2023 г.

Дубна. Вокзал Большая Волга. 2008 г.

Похожие места

Городской железнодорожный вокзал Рязани

Мало кто знает, что Казанский железнодорожный вокзал в Москве ранее назывался Рязанским, а направление строящейся железной дороги первоначально планировалось как Саратовское. В 1865 году, когда открылось регулярное сообщение от Москвы до Рязани, дорога занимала 8 часов 30 минут.

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Железная дорога и вокзал были построены финской компанией к 1916 г. Сейчас по маршруту открыто скоростное движение. Путешествуя на поезде, можно полюбоваться живописными видами, увидеть старую крепость и Скалистый остров.

Железнодорожная станция Черкесск

Железную дорогу в Черкесск планировали подвести еще в XIX веке, но построили ее в 1927 году — планы срывались из-за войн и революции. Здание станции построили в стиле советской вокзальной архитектуры.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!