Историческая справка о железнодорожной станции в городе Можге

Время прочтения: мин.

ул. Привокзальная, д. 6

GPS: 56.446639 , 52.201628

Железная дорога сыграла важную роль в развитии Можги. Построенный в начале XX в. по проекту известного архитектора А. В. Щусева вокзал до сих пор украшает город и является памятником архитектуры.

Десятилетиями Сюгинский стекольный завод отгружал свою продукцию с пристани на Каме, отсюда же на предприятие на лошадях доставлялось сырьё. Это было долго и дорого. В 1914 г. через посёлок близ завода прошла Казанбургская магистраль, а в 1916 г. на ней появилась станция Сюгинская. Название Можга она получила по окончании Великой Отечественной войны.

Станция Сюгинская. 1936 г.

Железнодорожный состав, сформированный дивизией В. М. Азина на станции Сюгинская

Деревянное одноэтажное здание вокзала составляет единый комплекс с жилыми домами железнодорожников на Привокзальной площади. Они были возведены с использованием мотивов русской архитектуры XVIII в. по типовому проекту, который известный архитектор Алексей Викторович Щусев (1873–1949) разработал в 1914–1916 гг. специально для линии Казань — Екатеринбург. Южная сторона вокзала выходит на перрон, а северная — на Привокзальную площадь. В город пассажиры попадают через небольшую террасу, оформленную как изящная четырёхколонная полуротонда (полукруглая постройка) с открытым каменным крыльцом с трёх сторон. Можгинский вокзал сохранил свой первоначальный вид до наших дней и является региональным объектом культурного наследия.


Академик архитектуры А. В. Щусев

Здание железнодорожного вокзала г. Можги

Привокзальная площадь в г. Можге. 1976 г.

Станция Можга. 1970-е гг.

Железнодорожная станция — свидетель памятных событий в жизни региона. В 1924 г. в зале ожидания проходили собрания, на которых обсуждалось превращение рабочего посёлка Красный в уездный центр. Во время Великой Отечественной войны отсюда отправляли на фронт воинов и грузы для армии, здесь встречали поезда с ранеными и эвакуированными. В 2021 г. в Можге появился новый транспортно-пересадочный узел, объединивший железнодорожный и автобусный вокзалы.


С 1961 г. станция Можга входит в Ижевский регион Горьковской железной дороги. В 1984 г. линию электрифицировали, а недавно через железную дорогу построили новый 54-метровый пешеходный мост. Сегодня через грузо-пассажирскую станцию 4-го класса Можга ежедневно проходит более 20 пар составов дальнего следования, а также пригородные поезда. Поездка от Можги до столицы республики занимает около двух часов.

Железнодорожная станция Можга

Похожие места

История Тамбовского вокзала

Каменное здание пассажирского вокзала Тамбов-I построено в 1870 году. Первоначально оно внешне напоминало крепость, но в ходе реконструкции и модернизации приобрело более современный облик.

Историческая справка о железнодорожной станции в городе Борисоглебске

Трёхэтажное кирпичное здание вокзала, украшенное элементами модерна, русского стиля и классицизма, было построено по проекту московского архитектора М. А. Арсеньева в начале 1870-х годов. Сейчас это памятник истории, градостроительства и архитектуры регионального значения.

Историческая справка о городской железнодорожной станции и вокзале Станция Ногинск

К Ногинску идет железнодорожная ветка от Горьковской железной дороги. Строительство рельсового пути от Москвы до Нижнего Новгорода началось в 1857 году.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!