Железнодорожная станция Чехова

Время прочтения: мин.

г. Чехов, Вокзальная пл., д. 7Д

GPS: 55.148709 , 37.489589

Железнодорожная станция в селе Лопасня, ныне город Чехов, появилась в 1865 году. Во многом своим благоустройством станция обязана Антону Чехову и его переезду в усадьбу Мелихово.

История

В 1865 году на однопутном участке Москва — Серпухов строящейся Московско-Курской железной дороги недалеко от села Лопасня была открыта одноименная железнодорожная станция.

Тогда было завершено строительство вокзала — одноэтажного здания в стиле эклектики. Сам участок Москва — Серпухов был сдан в эксплуатацию лишь осенью 1866-го. Станция и ее «пассажирский дом», то есть вокзал, были отнесены к четвертому, самому низкому классу.

Железнодорожный вокзал на станции Лопасня. 1937 г. Автор фото – Aleksander_

Комфортабельные скорые поезда с вагонами первого и второго классов не останавливались в небольшом поселке, население которого в подавляющем большинстве не могло себе позволить поездки в Москву или на юг. Все изменилось с приездом в Мелихово Антона Павловича Чехова.



Чехов Антон Павлович

«Станция Лопасня Московско-Курской дороги. Это мой новый адрес», — сообщил писатель своим друзьям 6 марта 1892 года. Чехов часто ездил в Москву, Петербург, Нижний Новгород, Крым. А в гостеприимное Мелихово приезжали друзья и коллеги писателя, по ходатайству которого на станции Лопасня стали останавливаться скорые поезда, что автоматически повышало статус местного вокзала.

Рост в Лопасне промышленного производства в начале XX века способствовал увеличению пассажиропотока и грузовых перевозок через местную станцию. В 1954-м рабочий поселок Лопасня стал городом Чеховом, однако главная железнодорожная станция нового города сохраняла прежнее название до 1965 года.

Привокзальная площадь в Чехове. 1989 г. Автор фото – Aleksander_

Несмотря на рост населения и пассажиропотока, историческое здание вокзала выполняет свои функции уже более 150 лет. В марте 2002-го постановлением Правительства Московской области здание вокзала было признано памятником истории и культуры регионального значения.

Интерьер железнодорожного вокзала в Чехове. 2024 г.

На тот момент оно уже находилось в аварийном состоянии, и в 2003 году в здании был сделан капитальный ремонт, в ходе которого пришлось заменить все деревянные конструкции на современные металлические. Также был укреплен фундамент, по историческим фотографиям восстановили дубовые двери, гранитные полы и мраморные стены. Кроме того, обустроили зал ожидания с кассами и терминалами для продажи билетов. Фасад выкрасили в небесно-голубой цвет.

Железнодорожная станция Лопасня.

Со стороны платформы на здании установлены барельеф Чехова и памятная табличка с надписью: «Вокзал станции Лопасня в 1892–1899 гг. был связан с жизнью Антона Павловича Чехова». В ходе реконструкции постарались сохранить окружавшие вокзал вековые ели и липы.

Мемориальная табличка при входе в железнодорожный вокзал в Чехове. 2024 г.

Сегодня по объему работы промежуточная железнодорожная станция Чехов Московско-Курской железной дороги приравнена ко второму классу. Через нее проходит беспересадочное сообщение на север до Москвы, а на юг — до Тулы. Пройдя через турникеты, прибывшие пассажиры попадают на Привокзальную станцию, где по соседству с железнодорожным вокзалом находится автовокзал.

Долгое время местных жителей расстраивала стихийная торговля на Привокзальной станции: беспорядочные ларьки и торговые палатки мешали движению пассажиров и закрывали собой вид на историческое здание вокзала. Для решения этой проблемы в 2021 году была проведена реконструкция Привокзальной площади.

Площадь была расширена, освобождена от точек стихийной торговли. Однако в ходе реконструкции с площади исчез полюбившийся горожанам фонтан с оригинальной скульптурой «Дама на велосипеде», выполненной мастером художественной сварки по металлу, художником-скульптором Андреем Волковым. Эту необычную скульптуру многие считали одним из символов города.




Похожие места

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Уссурийская (Дальневосточная) железная дорога - большой участок Транссиба, который начали строить в конце ХIХ в. Нынешнее здание вокзала в Уссурийске появилось в 1910 г.

Вокзал Махачкалы

Железная дорога, появившаяся в Махачкале в 1894 году, позволила городу стать важным транспортным узлом, крупнейшим среди Северного Кавказа. Вокзальный комплекс 1974 года выполнен в стиле советского модернизма.

Историческая справка о железнодорожной станции в городе Сердобске

К концу XIX века в России были завершены основные линии Юго-Восточной железной дороги, включая пути через Сердобск. В советский период станция играла важную роль, обеспечивая бесперебойную работу прифронтовой магистрали. Сегодня станция продолжает обслуживать пассажирские и грузовые потоки, оставаясь частью Юго-Восточной железной дороги.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!