Историческая справка о вокзале Черняховска

Время прочтения: мин.

площадь Черняховского, 5

GPS: 54.628794 , 21.818848

Построенный в XIX веке железнодорожный вокзал превратил Инстербург в крупный железнодорожный узел. Здание сильно пострадало во время войны, но было восстановлено и продолжает функционировать.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть Восточной Пруссии активно расширялась. В 1860 году железная дорогая соединила Инстербург со столичным Кёнигсбергом и Эйдткуненом (ныне пос. Чернышевское на границе с Литвой), а через последний — с Российской империей, спустя пять лет — с Тильзитом (ныне город Советск), а в 1878 году — с польским Гольдапом. В церемонии открытия вокзала Инстербурга участвовал будущий император Германской империи Вильгельм I. Город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов Восточной Пруссии. В 1902 году открылось движение по узкоколейной железной дороге. Вскоре она стала наиболее протяжённой дорогой этого типа во всём регионе — общая длина её путей превышала 200 км.



К концу XIX века в Инстербурге построили множество технических и административных зданий, связанных с деятельностью местной железной дороги. Они сохранились до сих пор и имеют статус объектов культурного наследия местного значения. К их числу относятся здание дирекции железнодорожного вокзала (пл. Черняховского, 3), паровозное депо с уникальной циркульной крышей, возведённой по проекту инженера Иоганна Вильгельма Шведлера (ул. Железнодорожная, 15), две краснокирпичные водонапорные башни, расположенные в непосредственной близости от вокзала.





Инстербургский вокзал изначально был выстроен из дерева в стиле фахверк. Позже на его месте возвели монументальное двухэтажное здание из жёлтого клинкерного кирпича. Здесь были просторный холл, залы ожидания, кассовый зал, ресторан. Всё правое крыло вокзала занимали служебные помещения. В 1944–1945 годы вокзал Инстербурга неоднократно подвергался бомбардировкам. Во время штурма города в январе 1945-го здание было сильно разрушено и полностью выгорело изнутри. 


В том же году советские инженерно-сапёрные части провели в Инстербурге работы по разминированию и замене железнодорожного полотна с европейской колеи (1 435 мм) на русскую (1 524 мм). Здание вокзала было восстановлено, причём удалось сохранить старые стены. Впрочем, открывшийся для пассажиров в 1952 году новый вокзал станции Черняховск (переименована в 1949-м) визуально имеет не так много общего со своим предшественником. В 2007 году здание вокзала Черняховска было признано памятником архитектуры муниципального значения.


Напротив вокзала расположена площадь, носящая имя генерала армии, дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского. В 1977 году здесь установили его полноростовый памятник, а на здании самого вокзала в 2005 году открыли мемориальную доску в его честь. В 2004 году в одном из помещений начал работу музей железнодорожного транспорта. Рядом на вечную стоянку встали два паровоза-памятника — трофейный немецкий локомотив серии «ТЭ» (BR 52) и паровоз советского производства серии «Л». До 70-х годов XX века их эксплуатировали в различных регионах СССР, теперь же они стали музейными экспонатами.



Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

В конце XIX века в Сасове началось строительство Московско-Казанской железной дороги, что сильно изменило облик города и поспособствовало его развитию.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Александров стал крупнейшей станцией магистрали от Москвы до Ярославля в период активного развития железных дорог. Городу железнодорожное сообщение дало мощный толчок в развитии, ведущие мануфактуры получили пути сбыта продукции.

Историческая справка о железной дороге и вокзале

Станция в Грушевске появилась в 1861 году, вместе с железной дорогой до станицы Аксайской. Первое здание вокзала не сохранилось. Современное каменное здание вокзала построено в начале XX века.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!