GPS: 52.898289 , 40.497259
Материалы подготовлены ИРИ РАН
В 1860 году по инициативе крупного железнодорожного магната, уроженца Тамбовского края Павла Григорьевича фон Дервиза началось строительство Рязано-Козловской железной дороги, к финансированию которого были привлечены как частные инвестиции, так и средства Воронежского и Тамбовского земств. Участок Рязань — Козлов был сдан в эксплуатацию в рекордный срок — уже 4 сентября 1866 года. В 1868 году была проложена Козлово-Воронежская железная дорога, а в 1869 году — Козлово-Тамбовская. Постепенно в Козлове появились депо, вокзалы, паровозо- и вагоноремонтные мастерские, водокачки, другие объекты железнодорожной инфраструктуры. В 1890-е годы в результате объединения разрозненных линий в Козлово-Саратовскую и Юго-восточную магистрали Козлов стал узловой станцией огромной сети железных дорог, которая покрывала Орловскую, Тульскую, Тамбовскую, Саратовскую, Курскую, Воронежскую губернии и Область Войска Донского.
Станция Козлов—1. 1870—1872 гг.
В 1919 году казаки деникинского генерала Константина Константиновича Мамантова нанесли козловскому узлу серьезный ущерб: были разрушены два железнодорожных моста, взорваны все паровозы и водокачки, сожжено более тысячи вагонов. В годы Великой Отечественной войны вплоть до 1943 года фашистская авиация подвергала мичуринскую станцию Кочетовка-I массированным бомбардировкам. Полностью восстановить ее сооружения удалось лишь к концу 1950-х годов. В 1959 году дорога стала частью ЮВЖД в качестве ее Мичуринского отделения, а с 2010 года — региона. В настоящее время этот регион включает 14 линий, 160 станций, семь локомотивных и моторвагонных депо.
Железнодорожный вокзал в Козлове. 1910—1917 гг.
В 1866 году с вводом в эксплуатацию ветки Рязань – Козлов в Козлове был построен небольшой деревянный вокзал. С увеличением движения по этой линии, а также после завершения строительства магистралей, связавших Козлов с Тамбовом и Воронежем, возникла необходимость в новом, более капитальном и просторном вокзальном здании. Оно было построено в 1872 году и стало одним из лучших в городе. Для своего времени вокзал был весьма комфортабельным: работал ресторан, посреди которого был устроен небольшой фонтан и аквариум с золотыми рыбками, из почтового отделения можно было отправить письмо, телеграмму, денежный перевод, полистать свежую столичную прессу (ее доставлял почтовый поезд).
Вокзал Мичуринск-Воронежский
Ныне здание вокзала имеет статус памятника архитектуры. Сегодня от главной пассажирской станции Мичуринска, Мичуринск-Уральский, пассажирские поезда идут в трех направлениях: на север (в Москву, Санкт-Петербург, Мурманск), на юг (в Воронеж, Адлер, Новороссийск) и на восток (через Тамбов-1 на Саратов и Астрахань). Близ вокзала установлены бюсты П. Г. фон Дервиза и И. В Мичурина. В 2021 году к 155-летию Юго-восточной железной дороги в здании вокзала была развернута выставка макетов паровозов и поездов.
бюст П. Г. фон Дервиза и И. В Мичурина.
Вокзал Мичуринск—Уральский
С 1886 года в городе действует и второй пассажирский железнодорожный вокзал — Мичуринск-Воронежский. В отличие от Мичуринск-Уральского это транзитная станция на линии Москва — Ростов-на-Дону. Здесь останавливаются поезда дальнего следования на Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону, а также пригородные электрички.
Памятник И. В. Мичурину в Мичуринске
Сортировочная станция Кочетовка-1 обслуживает исключительно грузовые составы. Она входит в десятку крупнейших сортировочных станций России сетевого значения.
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © RailGallery — Железнодорожная фотогалерея
Источник: © Статья «Съездим на юг посмотрим.Поезд № 006Г «Лотос» Москва—Астрахань.Часть 2» на dzen.ru
Источник: © Викимапия — географическая онлайн—энциклопедия
Источник: © Путеводитель по железным дорогам России