Историческая справка по истории железнодорожной станции

Время прочтения: мин.

Смоленская обл, г. Рославль, улица Заслонова

GPS: 53.954261 , 32.874927

Станция «Рославль» была открыта в 1868 г. и стала частью Орловско-Витебской железной дороги. Вскоре был построен вокзал с железнодорожным училищем.

История

Город Рославль имеет очень выгодное географическое положение. Он стоит на перекрестке важных железнодорожных путей: на западе — белорусские Кричев и Могилев, на востоке — Киров и Сухиничи, на северо-западе — Смоленск, на юго-востоке — Брянск.

Железнодорожная станция Рославль была открыта как часть Орловско-Витебской железной дороги, движение по которой началось в 1868 году. Это была первая железная дорога, прошедшая по территории Смоленской губернии, в том числе и через Рославль. В отчетах того времени отмечалось, что по ней ежегодно перевозилось до 500 тысяч человек и 114 миллионов пудов грузов. На обслуживании дороги работали около четырех тысяч человек. Железная дорога стала серьезной транспортной артерией, соединяющей города центральных губерний России с балтийскими портами через белорусские земли.


Локомотивное здание в Рославле. 1868 г.

Открытие Орловско-Витебской железной дороги существенно изменило жизненный уклад провинциального Рославля. На северо-востоке города очень быстро появился новый промышленный район, полностью ориентированный на работу железной дороги. Он включал в себя мастерские для ремонта подвижного состава, паровозное депо, различные службы железнодорожного транспорта, здание вокзала, техническое училище, а также корпуса железнодорожной больницы. Железнодорожные мастерские, которые начали работу уже в 1868-м, со временем станут своего рода градообразующим предприятием, когда на их базе в 1929 году будет основан вагоноремонтный завод. Это до сих пор самое крупное предприятие города.


Рославльский Вагоноремонтный завод

В 1895-м произошло слияние трех находящихся в собственности государства железных дорог: Риго-Двинской, Двинско-Витебской и Орловско-Витебской. В результате объединения появилась единая Риго-Орловская железная дорога с управлением в Риге. Грузопоток по ней стал еще больше, что положительно сказалось и на дальнейшем развитии станции Рославль.

Два первых каменных здания Рославля были также связаны с железной дорогой: вокзал и железнодорожное училище. Здание вокзала было построено в 1869 году в связи с открытием станции Рославль. Его центральная часть была одноэтажной с высокими зальными потолками, два боковых флигеля — двухэтажные для служебных помещений. Вокзал был компактным и одновременно просторным и удобным для пассажиров.


Железнодорожный вокзал в Рославле. 1867-1868 гг.

Вопрос открытия железнодорожного училища был продиктован необходимостью обслуживания подвижного состава, железнодорожного полотна и коммуникаций узловой станции, для чего требовались квалифицированные кадры. Решение принималось в мае 1870-го на общем собрании акционеров Орловско-Витебской железной дороги. И уже через три года, в 1873 году, трехэтажное здание училища распахнуло свои двери для учащихся. В 1895-м на его территории появились учебные мастерские. Так в пристанционном районе города начала формироваться новая «тематическая» улица, получившая название Вокзальной (ныне улица Заслонова, названная в честь легендарного рославльского командира партизанского отряда и бригады, Героя Советского Союза, работавшего в предвоенные годы начальником паровозного депо на станции Рославль-1).


Техническое училище в Рославле. 1905-1916 гг.

В годы Великой Отечественной войны на время фашистской оккупации железнодорожная станция Рославль стала крупным транспортным узлом, который вермахт интенсивно использовал для поставок военных грузов. С осени 1943 года, когда пришло освобождение, и до начала 1944-го станция стала местом базирования 1-го отдельного дивизиона бронепоездов Красной армии. С окончанием военных действий железнодорожный узел был быстро восстановлен.


Разрушенное железнодорожное депо в Рославле. 1943 г.

В середине 1980-х была проведена масштабная реконструкция станции Рославль: удлинены пути для пропуска длинносоставных и тяжеловесных поездов, стрелки и сигналы переведены на электрическое уп­равление, что позволило увеличить пропускную способность железнодорожного узла.

Обновление коснулось и здания железнодорожного вокзала. Его фасад получил современную единую красочную цветовую гамму строений РЖД, прилегающую территорию благоустроили. Рядом находится автовокзал, что очень удобно для пассажиров, продолжающих путешествие на другом виде транспорта.


Железнодорожный вокзал в Рославле. 1980 г. Автор фото - Г. И. Костенко

Железнодорожный вокзал в Рославле

В настоящее время на станции Рославль кроме пригородных поездов останавливаются поезда дальнего следования из Смоленска в Сочи, Анапу, Адлер, Симферополь, а также поезда Адлер — Калининград (и обратно).



Источник: © Города России

Источник: © Военный альбом

Источник: © Города России

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat


Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

В конце XIX века в Сасове началось строительство Московско-Казанской железной дороги, что сильно изменило облик города и поспособствовало его развитию.

Киевский вокзал

Один из самых величественных в столице. Построенный в стиле неоклассицизма в начале ХХ века, он составляет архитектурный ансамбль с находящимся рядом Бородинским мостом.

Железнодорожная станция Череповца

Железную дорогу в Череповец проложили к 1905 году, а у первого вокзала разбили сад с освещением и построили церковь. Скоро вокзал перестал справляться с пассажиропотоком, и в 1950-х возвели новое здание.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!