История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Время прочтения: мин.

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.

История

Главный железнодорожный вокзал Астрахань-I изначально был тупиковым и располагался поперек линии. Первый поезд вокзал принял 2 октября 1909 года. В 1942 году астраханский вокзал стал проездным, а историческое здание частично снесли.

Вокзал Астрахани. Начало XX в.

Вопрос о проведении железной дороги до Астрахани впервые возник еще в середине XIX столетия, но тогда идею отклонили как технически трудноосуществимую.

Предшественницей астраханской части современной Приволжской железнодорожной магистрали была 76-километровая однопутная дорога, построенная в 1881–1882 годах между озером Баскунчак и Владимирской пристанью Ахтубы. Дорога не имела выходов к другим магистральным путям и функционировала сезонно, поскольку использовалась почти исключительно для перевозки баскунчакской соли с ее последующей перевалкой на водный транспорт. Баскунчакская дорога интенсивно эксплуатировалась: только за 1887–1888 годы по ней перевезли около 400 тысяч тонн соли. В первые годы советской власти дорога вошла в состав национализированной Рязанско-Уральской железной дороги.

Поезд, перевозящий на соленое озеро Баскунчак

В 1880–1890-е годы Астраханская городская дума дважды обращалась в Министерство путей сообщения с ходатайствами относительно полноценной железной дороги, но только в 1902 году правительство санкционировало строительство Обществом Рязанско-Уральской дороги 550-километрового пути, связавшего Астрахань с Нижневолжьем. Дорогу от станции Красный Кут Саратовской губернии до Астрахани начали строить в апреле 1903 года. Прокладывали ее в сложных геологических и климатических условиях — по безводной степи, солончакам и летучим барханным пескам, а на подходе к Астрахани — по местами заболоченной волжской дельте с пересечением пяти полноводных рек и 11 малых протоков. Движение на участке Красный Кут — Бузань-пристань открылось в июле 1907 года, а от вновь построенного 612-метрового моста через реку Бузан до Астрахани — в декабре 1909-го.

Бузанский мост

Мост через реку Бузан

Строительство двухэтажного кирпичного здания вокзала Астрахань-I с куполообразной крышей по проекту инженеров С. Хмелевского, А. Холодицкого, И. Филиппова и Н. Лаврентьева началось в 1907 году. Характерный псевдомавританский стиль вокзала подчеркивал значение Астрахани как «ворот на Восток». На сегодняшний день от него сохранился только западный флигель, в котором размещается администрация вокзала. В 1955 году на месте временного моста через Волгу перекинули новый — действующий по настоящее время автомобильно-железнодорожный мост.

Астраханский мост. 2019 г.

Рост пассажиропотока в послевоенные годы потребовал модернизации астраханского железнодорожного вокзала. В 1965–1972 годах по проекту института «Ленгипротранс» возвели новое, капитальное, полное света здание по адресу Вокзальная площадь, 20. Под путями проложен пешеходный тоннель. В 1990 году дорогу электрифицировали. Параллельно шла прокладка новых путей: в 1970 году введена в эксплуатацию ветка Аксарайская — Гурьев, связавшая Кавказ через Астрахань с Казахстаном, а в 2004 году линия Порт Оля — Яндыки как часть международного транспортного коридора «Север — Юг». Последняя модернизация вокзала Астрахань-I проведена в 2008 году в рамках подготовки к празднованию 450-летия города.

Вокзал Астрахань




Станция Астрахань-II Приволжской железной дороги обслуживает пригородные поезда и грузовые составы.

Похожие истории

Исторические дома и дачи восточной части Нового города

В восточной части Нового города Евпатории расположен исторический квартал с изящными зданиями и усадьбами, построенными в начале XX века.

Создание Московского художественного театра — легендарное событие для отечественной культуры

По инициативе творческого тандема Станиславского и Немировича-Данченко на Пушкинских дачах образовалась арт-лаборатория, где проходила подготовка труппы нового театра.

Тарусская вышивка

Тарусская вышивка зародилась в Калужской области в древние времена, но в период революции уникальный промысел оказался под угрозой исчезновения. Она сохранилась благодаря двум энтузиасткам.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!