GPS: 52.718088 , 41.428109
В настоящее время Тамбовский вокзал обслуживает как пригородное сообщение, так и поезда дальнего следования — на Москву, Петербург, Саратов, в черноморские курортные города, Мурманск и Новосибирск.
Поезд на вокзале Тамбов—I
Вокзал Тамбов
74-километровая рельсовая магистраль Тамбов — Козлов (с 1932 года Мичуринск) построена в 1868–1869 годах, а 354-километровый путь Тамбов — Саратов — в 1870–1871 годах. Тогда же в Тамбове появилось паровозное депо. Железнодорожное сообщение приблизило Тамбов к политическим и культурным центрам страны. По новым дорогам в столицы, в Поволжье и за границу пошла произведенная в регионе сельскохозяйственная продукция.
ул. Гимназическая 1905—1917 гг.
Дороги интенсивно эксплуатировались. По Тамбово-Саратовской рельсовой магистрали только за 1880–1882 годы, не считая других грузов, было перевезено 12,8 миллиона пудов ржаной муки и 12,1 миллиона пудов ржи. Общероссийский справочник за 1902 год сообщал: «Количество товаров, грузимых на тамбовской станции железных дорог, доходит до 19 мил. пуд., в том числе одни направляющиеся к западу хлебные грузы составляют 12 мил. пуд.».
Соборная площадь 1894 г.
Саратов. Радищевский музей
1900—1910 гг.
В 1880–1890-х годах обе тамбовские дороги перешли в казну, а в 1891 году их объединили под названием Козлово-Саратовской железной дороги. В 1892 году акционерное общество Рязанско-Уральской магистрали, взявшее Козлово-Саратовскую дорогу в аренду, решило продлить ее до саратовского Камышина. Функционировать эта линия начала в 1894 году. Рязанско-Уральская железная дорога просуществовала до 1953 года, а после ее расформирования бывшая Козлово-Саратовская магистраль оказалась поделена между Юго-Восточной и Приволжской дорогами. В настоящее время по ней продолжаются грузовые и пригородные перевозки между Тамбовом и районами области, пассажирское сообщение с Балашовом Саратовской области и Камышином Волгоградской области. Дорога до сих пор не электрифицирована и работает на тепловой тяге.
Вид на север с каланчи. Успенская церковь,
справа—Дмитриевская церковь 1900—1917 гг.
Вид с каланчи Камышина на север 1900—1917 гг.
Каменное здание пассажирского вокзала Тамбов-I построено в 1870 году в километре к западу от центра города. В 1969 году проведена реконструкция, а в 2017–2019 годах — модернизация. Первоначально облик главного городского железнодорожного вокзала напоминал крепость, отсылая к истории Тамбова. Его фасад с чередованием двухэтажного центрального объема с одноэтажными крыльями и часовыми башнями в торцах имитировал крепостные стены. В ходе реконструкции 1960-х годов вокзальное здание стало двухэтажным, раздвинулось вширь, над путями построили навес, под ними — пассажирский переход. В результате недавней модернизации на вокзале появилось современное освещение, коммуникации и система отопления. Памятная табличка сообщает, что на этот вокзал, посещая Тамбов в 1904 и 1914 годах, прибывал Николай II.
1.Здание железнодорожного вокзала. 1969—1971 гг. Из книги С.М. Раскина «Юность земли Тамбовской» (М., 1972). 2. Вокзал платформа. Открытка. 1890—1910 гг. 3. Вокзал. 1900—1917 гг.
Одновременно с вокзалом в Тамбове появилась обширная Привокзальная площадь. В конце XIX века на ней разбили сквер. На привокзальную площадь выходит фасад памятника советской архитектуры — построенного в 1929 году Дворца культуры железнодорожников «Знамя труда». В ходе реконструкции вокзала сквер на площади украсили тремя фонтанами.
Дом культуры «Знамя труда»
Фонтан на привокзальной площади
Дворец культуры железнодорожников «Знамя труда»