GPS: 56.746045 , 37.200503
Дубна — самая удалённая от столицы станция на линии Савёловской железной дороги и конечный пункт однопутного ответвления длиной 38 километров от станции Вербилки. Эта ветка была введена в эксплуатацию значительно позже начала регулярного движения по основному маршруту Савёловской дороги, открытому в 1901–1902 годах. Ветка на Дубну была построена приблизительно в 1934 году заключёнными Дмитровлага ОГПУ-НКВД в рамках масштабных работ по строительству канала Москва — Волга и Иваньковской ГЭС. Первоначально конечной станцией этой ветки была станция Большая Волга, открытая в 1935 году. Однако из-за необходимости строительства 53-километровой линии Кривандино — Рязановка в Шатурском и Егорьевском районах Московской области ветка в 1943 году была демонтирована.
Канал Москва — Волга. 1936–1937 гг.
Возобновление линии Вербилки — Дубна произошло в середине 1950-х годов, когда в Дубне началось строительство наукограда. При этом новая ветка была продлена до самого центра новой городской агломерации, став на 5 километров длиннее по сравнению с предыдущей. Её конечная станция получила название Дубна. Поэтому в наукограде сегодня работают два железнодорожных вокзала: Дубна и Большая Волга. Вопрос о закрытии одного из них и сохранении другого периодически поднимается общественностью города.
В 1970-х годах вся линия была электрифицирована, а с начала 2000-х годов на ней начали курсировать электропоезда-экспрессы повышенной комфортности. Они преодолевают расстояние до Савёловского вокзала Москвы за два с небольшим часа.
Вокзал Дубна был капитально реконструирован в 2002 году и занимает площадь около 600 квадратных метров. В его двухэтажном здании, оформленном витражами и металлическими панелями и оснащённом волнообразным навесом, располагаются билетные кассы и технологические службы. На привокзальной площади организована стоянка для личного и общественного транспорта.
Железнодорожный вокзал станции Дубна. 2016 г.
Главным железнодорожным терминалом наукограда является вокзал Большая Волга. Это современное двухэтажное здание площадью более 2 тысяч квадратных метров было построено в 2004 году. Прежний одноэтажный вокзал в стиле сталинского ампира сохранился, но сегодня не используется; в нём планируют разместить железнодорожный музей. В новом вокзале на первом этаже находятся зал ожидания, кассы дальнего и пригородного сообщения, медпункт и отделение полиции. На втором этаже размещаются городской краеведческий музей и выставка плакатов и исторических фотографий Дубны.
Дубна. Вокзал Большая Волга. 2008 г.
На широкой привокзальной площади расположены остановки общественного транспорта и парковка. В центре площади установлен памятник — маневровый паровоз серии 9П, подаренный Министерством путей сообщения к 45-летию Дубны и 100-летию Транссибирской магистрали, хотя Дубна прямого отношения к этой магистрали и не имеет. Курьёзом выглядит и изображение на фронтонном листе паровоза двуглавого орла – первый локомотив этой серии был построен в 1935 году.
Дубна. Памятник «Паровоз» на фоне железнодорожный вокзала Большая Волга. 2023 г.
Дубна. Вокзал Большая Волга. 2008 г.