Железнодорожная станция Черкесск

Время прочтения: мин.

г. Черкесск, ул. Привокзальная, д. 1

GPS: 44.237384 , 42.068464

Железную дорогу в Черкесск планировали подвести еще в XIX веке, но построили ее в 1927 году — планы срывались из-за войн и революции. Здание станции построили в стиле советской вокзальной архитектуры.

История

Планы построить в городе вокзал существовали еще в XIX веке, однако им помешала сначала Первая мировая война, а затем революция. Потому железнодорожную станцию открыли здесь лишь в 1927 году. Сегодня отсюда отправляются только пригородные и грузовые поезда.

Паровоз

Историческое расположение

С местом, где находится вокзал Черкесска, связаны памятные исторические события. Отряд российского генерала Ивана Ивановича Германа 30 сентября 1790 года разбил в верховьях Кубани, у реки Абазинки, многочисленное войско турецкого сераскира Батал-паши, обратив противника в бегство. Российские солдаты захватили неприятельский лагерь со всем его вооружением и амуницией. Так возник казачий редут — военное укрепление Кубанской оборонительной линии, названное по имени побежденного врага.

Первые идеи провести железную дорогу

Спустя полтора с лишним десятилетия на месте военного укрепления возникло гражданское поселение, с годами превратившееся в крупную казачью станицу. Ее экономическое развитие во многом было связано с тем, что в 1875 году открылось движение по Владикавказской железной дороге. И хотя она пролегла в стороне от Баталпашинской, из станицы можно было добраться до близлежащей станции Невинномысская на специальном фаэтоне. Расстояние в 50 верст он преодолевал за семь с лишним часов.


Станция Невинномысская. 1904–1917 гг.

На исходе XIX века члены акционерного общества Владикавказской железной дороги обсуждали, как продлить железнодорожную линию через Баталпашинскую в сторону курорта Теберда. В 1912 году в станице создали временный комитет по устройству железной дороги и даже начали готовиться к строительству узкоколейки. Однако вспыхнула Первая мировая война, и работы были приостановлены. Летом 1917 года местные казаки вновь решили возводить железную дорогу, но последовавшая вскоре революционная смута не позволила осуществить задуманное.


Чугунный железнодорожный мост в Невинномысске. 1900–1917 гг.

Открытие вокзала

После революции жизнь станицы изменилась. Железную дорогу протяженностью 22 версты от Невинномысска к Баталпашинской подвели еще до того, как она официально стала городом. Ее торжественно открыли 9 октября 1927 года. Поначалу станция с тремя небольшими платформами размещалась в домике на пустыре. В сутки через нее проходил один товарный поезд с десятком вагонов.

Поскольку первые рельсы делали из чугуна, жители станицы прозвали железную дорогу чугункой. С мая 1937 года по ветке Баталпашинская — Невинномысск курсировало уже три поезда. А в начале 1941 года открыли пассажирское сообщение на линии Баталпашинск — Джегута. В течение многих лет станция сохраняла прежнее название, и лишь в 1966 году ее переименовали в Черкесск.



Тепловоз ТЭ7–007 с поездом № 1 «Красная Стрела» сообщением Ленинград – Москва на станции Москва–Пассажирская. 1961 г.

Вдоль железнодорожного узла, помимо грузовых составов, курсировали беспересадочные прицепные вагоны. Они следовали по маршруту Джегута — Москва и по ходу присоединялись к составу поезда № 61 Нальчик — Москва. В июле 1985 года на железнодорожной станции Черкесск ввели автоматизированное управление маневровыми работами. Усовершенствованная система позволила в полтора раза быстрее пропускать грузовые и пассажирские поезда.



Паровоз

Железнодорожная станция сегодня

В 2009 году маршрут Джегута — Москва отменили. Местная железнодорожная станция продолжала обслуживать движение лишь пригородных поездов между Невинномысском и Джегутой на участке в 73 километра. После того как маршруты пригородных электропоездов сократили, станция Черкесск стала для них конечным пунктом.

Железнодорожный вокзал станции Черкесск. 2014 г. Автор – Ален Катин

Сегодня на территории Карачаево-Черкесской Республики, помимо городского вокзала, действуют еще четыре железнодорожных станции: Ураковская, Эркен-Шахар, Псыж, Джегута и один разъезд — Дегтяревский. Хотя движение поездов дальнего следования на станции Черкесск в последние годы прекратилось, железнодорожный вокзал города по-прежнему используется как грузовая станция и транспортный узел для пригородных поездов.

Станция Джегута Северо–Кавказской железной дороги. 2015 г.

станция Эркен–Шахар. 2016 г.

Железнодорожная станция Ураковская. 2016 г.

Новое здание станции построили по типовому проекту в стиле советской вокзальной архитектуры. Со стороны фасада здание примыкает к привокзальной площади, на которой всегда царит оживленная жизнь и теснятся магазины, лавки, заведения общепита. Рядом располагается городской автовокзал. От площади веером расходится несколько крупных городских магистралей — улицы Балахонова, Привокзальная и Октябрьская.





Похожие места

Приход долгожданного железнодорожного сообщения в Углич

Станция Углич замыкает участок Октябрьской железной дороги. Здесь находится поезд-памятник ЭМ 727-57, который выполнял задачи Северного фронта в годы ВОВ.

Историческая справка о вокзале Петровска-Забайкальского

Вокзал Петровска-Забайкальского — важный исторический объект. Он связан с развитием Транссибирской магистрали и играл ключевую роль в становлении города. Комплекс вокзальных построек признан памятником архитектуры регионального значения.

Железная дорога на службе промышленности

Первый поезд пришел в Лысьву в 1899 году, но до 1916 года железнодорожная ветка была тупиковой. В городе сохранился первый деревянный вокзал в стиле модерна: одноэтажное здание украшено резным декором.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!