GPS: 58.368075 , 42.344849
История железнодорожной станции Галича насчитывает больше ста лет. Многое повидала она за эти годы: в Гражданскую войну отсюда отправлялись молодые добровольцы, во время Великой Отечественной войны вокзал принимал раненых бойцов и детей из блокадного Ленинграда, здесь прощались и встречались после долгой разлуки. Горожане с теплом вспоминают старое дореволюционное здание вокзала, а его достойная современная замена обеспечивает пассажирам комфортные путешествия.
На подъезде к городу Галич. 1900–1917 гг.
В 1859 году Александром II был утвержден устав Общества Московско-Ярославской железной дороги. С этого времени стальные пути начинают постепенно покрывать север европейской части России. После открытия в 1870 году движения до Ярославля эта магистраль была продолжена в других направлениях. В 1870–1872 годах был введен в строй участок от Александрова до Вологды, а в 1903–1906 — от Вологды до Вятки (ныне — Киров). В составе этого последнего участка и открылась в 1905 году станция Галич.
Железнодорожная станция Галич. 1905 г.
В то же время город долго оставался без прямой связи с губернским центром — Костромой, что существенно замедляло его промышленное развитие. Запланированное в начале XX века строительство новой железной дороги было прервано Первой мировой войной. К старому замыслу вернулись в конце 1930-х годов. Приступить к сооружению магистрали длиной более 120 километров должны были в 1941 году.
Начавшаяся Великая Отечественная война нарушила эти планы. Однако уже летом 1942 года государство нашло возможность начать подготовительные работы. В то же время проходивший через Галич участок пути Вологда — Киров сохранял огромное значение. По нему день и ночь шли эшелоны: в одну сторону — с новыми пополнениями, вооружением и продовольствием, в другую — с ранеными и эвакуированными. Не покладая рук трудились местные железнодорожники, обслуживая и ремонтируя составы.
Железнодорожная станция Галич. 1910–1920-е гг.
В полной мере строительство новой дороги развернулось после войны в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 2 ноября 1945 года. Работы велись под руководством специалистов ленинградского проектного института «Ленгипротранс». Участок был завершен в 1956 году и соединил Галич с Северной железной дорогой. Электрифицировали его в 1968 году. Расширение транспортной сети сопутствовало росту промышленных предприятий, вслед за которым увеличивалось и население Галича. Если перед войной в городе проживало порядка 10 тысяч человек, то в начале 1970-х годов эта цифра выросла вдвое.
Первоначально здание вокзала было деревянным, с большими окнами, украшенными наличниками, и имело узнаваемые черты стиля модерн. В 1930-е годы зал ожидания украсила репродукция картины Александра Михайловича Герасимова «Ленин на трибуне». Обветшавший старый вокзал в 2009 году был снесен. Его заменило двухэтажное кирпичное побеленное здание, удачно сочетающее удобные интерьеры с отсылками к прошлому во внешнем облике.
Железнодорожная станция Галич. 1967 г.
Железнодорожный вокзал в Галиче. 2018 г.
Вокзал частично сохранил черты стиля модерн, будучи стилизован под московский Казанский вокзал и другие архитектурные шедевры. Одноэтажный в основной части, он украшен башенкой с часами, а вход оформлен тройным порталом, верхняя часть которого совмещена с кровлей. В целом здание вызывает ассоциацию с крепостной стеной и украшает Галич. Были также реконструированы железнодорожные платформы, построен пешеходный мост.
В настоящее время станция Галич Вологодского региона Северной железной дороги относится к третьему классу. Через нее проходит семь пар пассажирских поездов дальнего следования и несколько пригородных маршрутов. В Галиче останавливаются поезда, идущие северным ходом Транссибирской магистрали.