Железнодорожная станция Лабытнанги

Время прочтения: мин.

г. Лабытнанги, ул. Советская, д. 5

GPS: 66.652907 , 66.403244

Ближайшая к Салехарду железнодорожная станция находится в городе Лабытнанги. В Салехарде могла появиться и своя станция, но стройка, официально названная «№ 501 ГУЛАГа», была заброшена после смерти Сталина.

История

В Салехарде отсутствует действующая железная дорога. Ближайшая станция находится в 17 километрах в городе Лабытнанги. Чтобы добраться в Салехард из европейской части России на поезде, нужно купить билет до станции Лабытнанги и воспользоваться паромной (летом) или ледовой (зимой) переправой через Обь.

Железнодорожная станция Лабытнанги. 2011 г. Автор - Альберт Корнев

Строительство «мертвой дороги»

В Салехарде могла появиться железнодорожная станция, если бы было завершено строительство в 1947–1953 годах так называемой Трансполярной магистрали. Она должна была пройти от станции Чум близ Полярного Урала — через Лабытнанги и Салехард — до станции и порта Игарка на Енисее. Стройка, официально названная «№ 501 ГУЛАГа», была заброшена после смерти Иосифа Сталина. Сейчас недостроенную магистраль Салехард — Игарка в обиходе называют «мертвой дорогой».

Из запланированных 1259 километров было полностью достроено и в 1955 году введено в эксплуатацию всего 196 километров, соединяющих две части света. От станции Чум, расположенной в Европе, через Уральские горы проходит тупиковая железнодорожная ветка до станции Лабытнанги, находящейся на левом берегу Оби. Географически это уже Западная Сибирь, которая является частью Азиатского континента. Строительство железной дороги способствовало быстрому развитию небольшого селения хантов. Название Лабытнанги переводится на русский язык как «семь лиственниц». В настоящее время в городе живет 26,5 тысячи человек.



Строительство Трансполярной магистрали. ХХ в.

Здание вокзала Лабытнанги

До начала 2000-х годов на станции Лабытнанги сохранялся исторический вокзал, построенный в середине ХХ века: одноэтажное деревянное здание с маленькими фронтонами над двумя входами в него, а также двумя высокими фронтонами по бокам.

Строительство Трансполярной магистрали. ХХ в.

Железнодорожная станция Лабытнанги. 1950-е гг.

В 2001–2004 годах было возведено современное каменное здание вокзала. Оно оформлено в виде монументальной арки, увенчанной башенкой и поднятой на сваях над землей. Благодаря подобной форме, с одной стороны, возникает образ ворот: города, Западной Сибири и Азии. С другой стороны, возвышающаяся над привокзальной площадью и железнодорожными путями дуга перекликается с вершинами Полярного Урала, у подножия которых стоит Лабытнанги.

Железнодорожная станция Лабытнанги. 2010 г. Автор - Заварыч

Внешний облик вокзала имеет не только эстетическое, но и функциональное значение. Форма арки служит для придания зданию прочности. Из надстроенной над основным зданием башенки возможен обзор всей территории станции. Остекление фасадов вокзала способствует хорошему освещению помещений. Сваи необходимы для устойчивости фундамента в вечной мерзлоте. Крытая галерея от выхода из вокзала к платформе и большой навес над платформой защищают пассажиров от непогоды.

Скульптура коренного ямальца на нартах

Привокзальная площадь Лабытнанги находится на Советской улице. Долгие годы это был пустырь. В сентябре 2020 года здесь открыли благоустроенный сквер. В нем установлена скульптура, изображающая коренного жителя Ямала, сидящего на нартах. К ним прикреплена памятная доска с надписью: «Лабытнанскiй, ул. при протокѣр. Оби, число дворовъ — 3, жителей мужчин — 20, женщин — 18». Этот текст — первое письменное упоминание о поселении хантов («улуса») в «Списке населенных мест Российской империи» (т. 60, стр. 42, № 844), изданном в 1871 году. 




Похожие места

Историческая справка о вокзале Петровска-Забайкальского

Вокзал Петровска-Забайкальского — важный исторический объект. Он связан с развитием Транссибирской магистрали и играл ключевую роль в становлении города. Комплекс вокзальных построек признан памятником архитектуры регионального значения.

Вокзал Пензы

В конце XIX века Пенза превратилась в крупный железнодорожный узел. В 1904 году с началом Русско-японской войны по Сызрано-Вяземской дороге пошли эшелоны солдат. В 1975 году возвели новый изящный вокзал.

Локомотивное депо

Локомотивное депо в Ртищеве — важная часть железнодорожной инфраструктуры города. Его история тесно связана с развитием транспорта и технологий.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!