GPS: 54.934665 , 37.451375
Железная дорога появилась в Серпухове в 1866 году. Во многом благодаря этому Серпухов стал одним из крупнейших торгово-промышленных городов Московской губернии: появление железной дороги Москва — Курск заметно увеличило товарооборот Серпухова с другими регионами Российской империи, а промышленные предприятия города получили дополнительные возможности для развития производства.
Железнодорожный вокзал Серпухова
В середине XIX века встал вопрос о строительстве железной дороги, которая связала бы Москву с южными территориями Российской империи. В мае 1864 года Александр II подписал указ о строительстве железнодорожной линии Москва — Орел, которая должна была стать главным участком Южной железнодорожной магистрали.
Портрет Александра II. 1870-е гг.
Первый отрезок железной дороги, от Москвы до Серпухова, был открыт 17 ноября 1866 года. В 1867 году заработали участки Серпухов — Тула и Тула — Орел, а в сентябре 1868 года открылось железнодорожное движение до Курска.
Станция Серпухов. 1868 г. Автор – Шерер, Набгольц и Ко
Наиболее сложным было строительство участка Серпухов — Тула, который проходил через Оку. Строительство железнодорожного моста через Оку было поручено инженеру Аманду Егоровичу Струве. По его проекту был возведен уникальный для того времени двухуровневый железный мост на каменных опорах. Опоры эти были необычные — округлые с одной стороны и заостренные с другой. Это было сделано для раскалывания льда весной, а также для направленного движения под мостом леса при его сплаве по Оке. По верхнему ярусу моста шли поезда, а нижний был предназначен для гужевого транспорта и пешеходов.
Товарный поезд с паровозом на старом мосту через Оку у Серпухова. 1928 г.
Строительство Южного моста около Серпухова было закончено в феврале 1867 года. Это стало событием общероссийского масштаба. Император Александр II, высоко оценив работу Струве, пожаловал ему орден Святого Владимира IV степени. Мост Струве простоял до 1980-х годов. После строительства в 1929 году нового железнодорожного моста он выполнял роль пешеходного.
Городская железнодорожная станция была построена за чертой самого города — сейчас это его северо-восточная часть. Сегодня Серпухов — узловая железнодорожная станция Московско-Курской железной дороги, обслуживающая в основном грузовые составы.
Мост через овраг вблизи Серпухова
Большинство скорых пассажирских поездов на станции Серпухов не останавливаются. Тем не менее, благодаря пригородным электричкам, пассажиропоток здесь очень высокий. Вблизи вокзала находится пересадочный узел на автобусы, соединяющие Серпухов с Москвой, Тулой, Калугой, Обнинском, Тарусой и другими городами.
Первый железнодорожный вокзал в Серпухове был построен в 1868 году. Монументальное трехэтажное здание в стиле эклектики, с высокими арочными окнами было на тот момент самым высоким в городе и Серпуховском уезде. На втором этаже вокзала располагались меблированные комнаты, сдававшиеся путешественникам. Автором проекта стал архитектор Федор Карлович Кнорре, специализировавшийся на объектах железнодорожной инфраструктуры.
Открытие станции «ОКА». 1909–1910 гг.
По аналогичным проектам Кнорре были построены вокзалы еще на нескольких станциях Московско-Курской железной дороги: Орел, Скуратово, Поныри и других. Здание серпуховского вокзала — единственное из них, сохранившееся в первоначальном варианте. В 2002 году дореволюционное здание вокзала Серпухова было признано объектом культурного наследия регионального значения. В 2010-х годах его отреставрировали.
Вид с привокзальной площади на воказл Серпухова. 2022 г. Автор – mikka
В 2019 году полностью реконструировали и Привокзальную площадь — основное транспортное ядро города. Заменили остановочные павильоны, сделали новые парковки и зоны ожидания. Центральным объектом площади стал фонтан с бронзовой композицией «Всадники», представляющий фигуры великих русских князей, оставивших след в серпуховской истории, — Владимира Храброго и Дмитрия Донского. Автор композиции — скульптор Илья Дюков.