GPS: 56.213392 , 87.741122
Одним из важнейших событий в истории Мариинска, способствовавшим росту и развитию города, стало открытие в 1895 году железнодорожной станции. Она стала важным узлом на Транссибирской магистрали, соединившей Европейскую часть России с её необъятными сибирскими просторами и Дальним Востоком, приобретавшим на рубеже столетий особое значение во внешнеполитических планах правительства Российской империи.
Строительство Транссиба началось в 1891 году. На подъезде к Мариинску для пересечения реки Кии построили четырёхпролётный железнодорожный мост, в создании которого принимал участие известный инженер-строитель Е. К. Кнорре, автор первого железнодорожного моста через Енисей под Красноярском. 25 мая 1895 года на станцию прибыл первый рабочий поезд, а 25 октября началось движение паровозов на линии Обь — Красноярск через Мариинск (первоначально здесь проходил один поезд в день).
К 1915 году проложили второй железнодорожный путь. Первый поезд на электрической тяге прибыл в город 1 октября 1959 года из пункта Тайга. Работы по полной электрификации магистрали завершились в 2002 году. Станция Мариинск относилась к 3-му классу, что предполагало строительство здесь дополнительных помещений для служащих, медпункта, паровозного депо, ремонтной мастерской, железнодорожного училища.
На рубеже XIX–XX веков на станции шли строительные работы: в 1903 году возвели здание училища, в 1905-м было построено локомотивное депо, в 1906-м — кирпичная водонапорная башня в 23 метра высотой. Первое одноэтажное бревенчатое здание мариинского вокзала было небольшим. Архитектурное решение — типовое для того времени, но в оформлении фасада здания были использованы резные декоративные элементы, характерные для жилой застройки города.
Действующее здание вокзала Мариинска — третье по счёту в истории станции (первое снесли в 1940 году, на его месте отстроили небольшое каменное строение). Современный вокзал, в два раза больше по площади, чем предыдущие, возвели в 1961 году. В последнее десятилетие он подвергся реконструкции и техническому переоснащению. На привокзальной площади разбит сквер с фонтаном в виде водопроводного крана, словно висящего в воздухе, установлен паровоз Л-3142.
В годы Великой Отечественной войны, когда в Мариинске были размещены эвакогоспитали, железнодорожная станция стала настоящим центром жизни города: сюда прибывали военно-санитарные поезда с ранеными, разгрузка которых была организована максимально эффективно — целый состав разгружали за 10–15 минут, раненых размещали в помещениях вокзала, а затем отправляли в госпиталь. В настоящее время станция Мариинск остаётся важным стыковым транспортным узлом на линии Красноярск — Новосибирск. Все поезда дальнего следования, проходящие по этой ветке, делают остановку в Мариинске в связи со сменой локомотива из-за «стыковки» токов — переменного (направление на Красноярск) и постоянного (на Новосибирск).
В 2009 году в здании вокзала установили мемориальную доску в память о 40-летнем самоотверженном труде на станции почётного железнодорожника, кавалера ордена Трудового Красного Знамени Сергея Павловича Петрусева.