Железнодорожная станция Мариинск

Время прочтения: мин.

ул. Дорожная, 1ж

GPS: 56.213392 , 87.741122

Одним из главных событий в истории Мариинска стало открытие в 1895 году железнодорожной станции, ставшей пунктом Транссибирской магистрали. Сегодня станция Мариинск остаётся важным стыковым транспортным узлом на линии Красноярск — Новосибирск.

История

Одним из важнейших событий в истории Мариинска, способствовавшим росту и развитию города, стало открытие в 1895 году железнодорожной станции. Она стала важным узлом на Транссибирской магистрали, соединившей Европейскую часть России с её необъятными сибирскими просторами и Дальним Востоком, приобретавшим на рубеже столетий особое значение во внешнеполитических планах правительства Российской империи.



Общий вид станции Мариинск. 1899 г.

Строительство Транссиба началось в 1891 году. На подъезде к Мариинску для пересечения реки Кии построили четырёхпролётный железнодорожный мост, в создании которого принимал участие известный инженер-строитель Е. К. Кнорре, автор первого железнодорожного моста через Енисей под Красноярском. 25 мая 1895 года на станцию прибыл первый рабочий поезд, а 25 октября началось движение паровозов на линии Обь — Красноярск через Мариинск (первоначально здесь проходил один поезд в день).



Инженер-строитель, руководитель работ по сооружению мостов на Сибирской железной дороге Е. К. Кнорре

К 1915 году проложили второй железнодорожный путь. Первый поезд на электрической тяге прибыл в город 1 октября 1959 года из пункта Тайга. Работы по полной электрификации магистрали завершились в 2002 году. Станция Мариинск относилась к 3-му классу, что предполагало строительство здесь дополнительных помещений для служащих, медпункта, паровозного депо, ремонтной мастерской, железнодорожного училища.



Великий Сибирский путь. Станция Тайга. 1906 г.

На рубеже XIX–XX веков на станции шли строительные работы: в 1903 году возвели здание училища, в 1905-м было построено локомотивное депо, в 1906-м — кирпичная водонапорная башня в 23 метра высотой. Первое одноэтажное бревенчатое здание мариинского вокзала было небольшим. Архитектурное решение — типовое для того времени, но в оформлении фасада здания были использованы резные декоративные элементы, характерные для жилой застройки города.



Железнодорожное депо станции Мариинск

Действующее здание вокзала Мариинска — третье по счёту в истории станции (первое снесли в 1940 году, на его месте отстроили небольшое каменное строение). Современный вокзал, в два раза больше по площади, чем предыдущие, возвели в 1961 году. В последнее десятилетие он подвергся реконструкции и техническому переоснащению. На привокзальной площади разбит сквер с фонтаном в виде водопроводного крана, словно висящего в воздухе, установлен паровоз Л-3142.

Мариинск. Старый локомотив Л-3142, установленный перед станцией

В годы Великой Отечественной войны, когда в Мариинске были размещены эвакогоспитали, железнодорожная станция стала настоящим центром жизни города: сюда прибывали военно-санитарные поезда с ранеными, разгрузка которых была организована максимально эффективно — целый состав разгружали за 10–15 минут, раненых размещали в помещениях вокзала, а затем отправляли в госпиталь. В настоящее время станция Мариинск остаётся важным стыковым транспортным узлом на линии Красноярск — Новосибирск. Все поезда дальнего следования, проходящие по этой ветке, делают остановку в Мариинске в связи со сменой локомотива из-за «стыковки» токов — переменного (направление на Красноярск) и постоянного (на Новосибирск).

Железнодорожная станция Транссибирской магистрали в городе Мариинске Кемеровской области. 2018 г.

В 2009 году в здании вокзала установили мемориальную доску в память о 40-летнем самоотверженном труде на станции почётного железнодорожника, кавалера ордена Трудового Красного Знамени Сергея Павловича Петрусева.



Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Воркуты

Первая железнодорожная станция в Воркуте появилась в 1941 году для перевозки угля из местных шахт. В 1955 году открылся пассажирский вокзал. Его пришлось встраивать в уже существующий железнодорожный комплекс.

Вокзал Южно-Сахалинска

Железнодорожное строительство на Сахалине началось в 1906-м — с рождением японского города Тоёхара близ русской Владимировки.

Историческая справка о железнодорожном вокзале

В 1982 году на станции Заринская построили новый железнодорожный вокзал. Через 20 лет его снова реконструировали, а на привокзальной площади открыли стелу в память о воинах-интернационалистах.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!