Железнодорожная станция Пушкино, оживившая эти места

Время прочтения: мин.

Московская обл, г. Пушкино, улица Вокзальная, дом 3А

GPS: 56.011731 , 37.839554

Железнодорожная станция связала Москву и село Пушкино в 1862 году. Вскоре здесь возник посёлок для дачников - "летняя культурная столица", а затем город. Кирпичное здание вокзала с арочными окнами сохранило первозданную асимметричную форму.

История

Построенная в 1860–1862 годах Московско-Троицкая железная дорога, соединившая Москву с Сергиевым Посадом, была первой в России частной железной дорогой и первой, созданной без привлечения иностранного капитала.


Железнодорожная станция Сергиево в Сергиевом Посаде. 1862 г.

Ее строительство осуществлялось на средства Общества Московско-Троицкой железной дороги, главным акционером которого был предприниматель Иван Федорович Мамонтов. После его смерти в 1869-м дело отца продолжил предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. В 1868–1870 годах железная дорога была продолжена до Ярославля, к 1898-му — доведена до Архангельска. В 1900 году она стала государственной.

Железнодорожная станция Пушкино. 1864-1865 гг. Автор фото - М. Б. Тулинов

Станция Пушкино, названная по находящемуся неподалеку селу, начала свою работу 8 августа 1862 года как одна из четырех промежуточных станций Московско-Троицкой железной дороги — наряду с Мытищами, Талицами (ныне Софрино) и Хотьковом. Она расположилась в 30 километрах от Ярославского вокзала. В последующие годы появились и другие остановочные пункты: например, в переделах современных границ города Пушкино — Мамонтовская (1897), Клязьма (1898) и Заветы Ильича (1935).

Железнодорожная станция Талицы. 1890-1900 гг.

Железнодорожная станция Хотьково. 1901-1917 гг.

Удобное железнодорожное сообщение с Москвой стало предпосылкой к возникновению в 1867 году близ станции Пушкино дачного поселка.

К открытию Московско-Троицкой железной дороги в Москве, Сергиевом Посаде и на промежуточных станциях были построены деревянные вокзалы по единому проекту. Впоследствии все они были заменены каменными.

Железнодорожная станция Пушкино. 1960-1969 гг.

Ныне существующий кирпичный вокзал станции Пушкино был возведен к 1897 году в псевдорусском стиле, предположительно, по проекту архитектора Льва Николаевича Кекушева.

Здание состоит из двух частей — одноэтажной и двухэтажной, каждая из которых украшена фронтоном и выложенным из кирпича декором. В первые годы существования вокзал не красился. В советский период он был окрашен в зеленый и белый, с 2008 года по настоящее время — в серый и синий цвета, фирменные для Ярославского направления. На стенах вокзала можно увидеть две мемориальные доски. Первая гласит: «Здесь в гор. Пушкино в суровые годы Великой Отечественной войны в окт. 1943 г. была сформирована 43-я бригада железнодорожных войск и направлена на Волховский и Ленинградский фронты». На второй можно прочитать: «Маяковский Владимир Владимирович великий поэт ХХ века в 1919–1930 годах неоднократно приезжал на станцию Пушкино».


Лев Николаевич Кекушев

Железнодорожная станция Пушкино. 1897 г.

Архитектурной доминантой привокзальной площади и одним из символов города Пушкино стала водонапорная башня, построенная в 1903 году. Это восьмигранное в плане кирпичное сооружение высотой около 20 метров, с двумя рядами окон (нижний ряд — узкие арочные окна, верхний — круглые) и сдержанным декором. В находящемся близ нее сквере сохранилось небольшое водоподъемное здание кубической формы, составляющее с башней единый комплекс.


Водонапорная башня. 1989 г. Автор фото - С. Иванов

В 1930 году линия до станции Пушкино была электрифицирована.

На станции действуют три платформы — одна боковая и две островных. До 1980-х движение поездов осуществлялось по двум путям, в 1987 году появился третий путь, в 2020-м — четвертый.

Пятый Московский центральный диаметр (МЦД-5) пройдет от станции Пушкино до станции Домодедово, соединив Ярославское и Павелецкое направления.



Похожие места

Железнодорожная станция Ряжск-I: вокзал XIX века с чугунными колоннами

Ряжск — крупный железнодорожный узел, где пересекается несколько направлений. В городе находятся две железнодорожные станции: Ряжск-I и Ряжск-II.

Вокзал Абакана

Строительство железной дороги к Усть-Абакану началось в 1913 году, но планы изменила революция. Первый поезд приехал к Абакану в 1925 году, в 1964-м на месте деревянного вокзала возвели просторный каменный.

Курский вокзал

До недавнего времени Курский вокзал был одной из самых оживленных станций Курского и Горьковского направлений. Каждая реконструкция здания вокзала меняла его облик под стать эпохе.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!