GPS: 58.597915 , 125.404998
История строительства железной дороги в Алдане началась более века назад — в 1906 году. Тогда российское правительство признало, что неудачи в Русско-японской войне 1904–1905 годов произошли по причине слабой транспортной доступности Дальнего Востока. Было принято решение о строительстве Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, которая свяжет Якутию с Сибирью и Дальним Востоком, и подготовлена смета расходов. Но в связи с начавшейся Первой мировой войной и отсутствием средств, планы по строительству были отложены.
Первый поезд по Малому БАМу
К идее прокладки железной дороги вернулись уже советская власть в начале 1930-х годов. Тогда приступили к сооружению одного из участков магистрали, но Великая Отечественная война вновь вынудила отложить осуществление этого замысла.
Строительство возобновилось в 1972 году на фоне ухудшения отношений с Китаем. Спустя несколько лет, в октябре 1977 года, по территории Якутии прошел первый поезд до населенных пунктов Беркакит и Нерюнгри. Вслед за этим началось сооружение нового, почти 300-километрового участка железной дороги на север. Из-за рельефа местности и климатических условий строительство шло медленно. Строителям удавалось прокладывать по труднодоступным районам тайги в среднем около 42 километров железнодорожных путей в год.
Железная дорога была доведена до Алдана 19 декабря 1992 года. В тот день в 12 часов 52 минуты по местному времени состоялась торжественная укладка «золотого звена» — последнего участка дороги. Эта честь выпала на долю монтеров бригады Н. Прокопюка. В тот же день в Алдан прибыл первый поезд из Нерюнгри. Открытие железнодорожного сообщения стало важным событием в истории города. Несмотря на сильный мороз, в тот день встречать первый поезд вышла значительная часть населения Алдана. Пассажирами поезда были члены Верховного совета Якутии и руководители строительства.
Первый пассажирский поезд.
Строительство пути было продолжено в 1997 году, когда правительством Якутии была образована акционерная компания «Железные дороги Якутии» с центральным офисом в Алдане. Здесь также расположилось локомотивное депо компании. 26 июля 2019 года в Алдане состоялись торжественные проводы первого пассажирского поезда, отправившегося на станцию Нижний Бестях.
Первый в истории пассажирский поезд прибывает на станцию Нижний Бестях. 2019 г.
Первый пассажирский поезд
Вид на вокзал. 2009 г. Автор фото и материала - af1461
Из-за многочисленных трудностей, связанных в том числе с финансированием, железнодорожный вокзал в Алдане появился лишь спустя 17 лет после открытия самой дороги — в 2009 году. Это двухэтажное здание желтого и коричневого цветов. На первом этаже расположены кассы и зал ожидания, на втором — кафе, еще один зал ожидания и служебные помещения сотрудников и руководства вокзала. Первоначально через станцию Алдан за сутки проходил один пассажирский и два грузовых поезда, в настоящее время — десять составов.
Первый паровоз прибыл в Рязань летом 1864 года, регулярное сообщение запустили через год, а первый вокзал возвели в 1866-м. Это было лаконичное кирпичное здание, которое расширили и перестроили через 100 лет.
Железная дорога была запланирована в обход Гжатска, но местные купцы понимали её пользу для города и добились изменения маршрута. Новый вокзал стал не только экономическим, но и культурным центром города, местом притяжения светской публики.
Железная дорога пришла в Тобольск относительно поздно. Пассажирский вокзал был построен лишь в 1970–1974 годах. Здание создано в стиле модернизма с элементами брутализма и вдохновлено платьем В. Зайцева.