Железнодорожный вокзал Тихорецка

Время прочтения: мин.

ул. Октябрьская, д. 1

GPS: 45.849275 , 40.117988

Железнодорожная станция Тихорецкая, открывшаяся 17 мая 1874 года, отпраздновала свой 150-летний юбилей. Она стала важным транспортным узлом, связывающим главные линии магистралей юга. Вокзал, построенный в эклектическом стиле, до сих пор украшает город.

История

Железнодорожная станция Тихорецкая была открыта 17 мая 1874 года, и совсем недавно вместе с городом она отпраздновала свой 150-летний юбилей. Тихорецкая изначально создавалась как один из основных транспортных узлов в этих краях. Через неё проходили главная линия магистрали Ростов-на Дону — Тихорецкая — Минеральные Воды — Беслан — Петровск — Дербент — Баладжары (эта станция связывала Владикавказскую железную дорогу с Закавказской); линии Царицын (ныне Волгоград) — Новороссийск, Екатеринодар (ныне Краснодар) — Новороссийск. 


Карта Кавказа и Владикавказской железной дороги, железнодорожных путей юга России к Азовскому, Черному, Азовскому морям.

Тихорецкая в силу своего расположения была буквально обречена стать пересечением важных железнодорожных магистралей — к этому её обязывали близость к портовым городам Азовского и Чёрного морей, месторождениям полезных ископаемых Северного Кавказа, а также изобильные кубанские земли. Транспортную магистраль строили на частные средства акционерного «Общества Ростово-Владикавказской железной дороги», основанного в 1872 году. Его акционерами были крупные промышленники и банкиры, известнейшие предприниматели Российской империи, многие представители аристократии и даже члены царской семьи.


Фото групповое: укладка балласта на станции Тихорецкой для второго пути главной железнодорожной линии. 1908 г.

Правление Владикавказской дороги одним из первых в стране стало использовать в качестве топлива для паровозов нефть, что объяснялось близостью к дороге нефтяных месторождений. Это, в свою очередь, делало дешёвой добычу нефти и доставку её к железнодорожной трассе. В 1895–1896 годах Общество приобрело в США 80 паровозов, весьма передовых для той эпохи и великолепно подходивших для эксплуатации в условиях юга России. 


Рабочие и служащие Тихорецких паровозоремонтных мастерских. 1907 г.

Тихорецкая стала одной из четырёх станций (наряду с Ростовом-на-Дону, Владикавказом и Новороссийском), где были организованы крупные железнодорожные мастерские, и второй после Новороссийска, где были построены первые механизированные элеваторы для хранения сыпучих грузов.


Правлением Владикавказской железной дороги на станции были возведены здания вокзала и управления Тихорецкого участка Владикавказской железной дороги, контора дистанции пути, паровозоремонтные мастерские, веерные депо на 50 паровозов, пакгаузы и платформы, мастерские службы пути и склады. На станции Тихорецкой расположен один из первых больших вокзалов на этой железной дороге, кроме того, это первое кирпичное здание города. 


Железнодорожная станция Тихорецкая. 1916 г.

Здание вокзала, построенного в 1883–1886 годы, сохранилось до наших дней, хотя и пострадало в годы войны. Оно выполнено в манере эклектики, с чертами готики и романского стиля. Дошли до наших дней здание локомотивного депо, а также некоторые конторские строения, расположенные неподалеку от вокзала. Уютная, чистая привокзальная площадь привлекает скромным обаянием юга. Здесь стоит один из старейших в стране памятников вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, возведённый в 1949 году. Чуть поодаль в небольшом сквере установлен памятник железнодорожнику.


Памятник железнодорожнику

Похожие места

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога пришла в Грязовец в 1870-х годах. Существовал другой вариант прокладки полотна, в котором станция Грязовец была не предусмотрена. Несмотря на сложности, 20 июня 1872 г. открылась железнодорожная станция Грязовец.

Железнодорожная станция Сыктывкара

Вокзал Сыктывкара был открыт 1964 году, через шесть лет после появления в городе железной дороги. В 2020–2021 годах здание вокзала было модернизировано.

Железнодорожная станция Оренбурга

Один из важнейших железнодорожных узлов России был построен в Оренбурге по проекту генерал-губернатора Николая Крыжановского в 1876 году. Историческое здание вокзала соединяет в себе разные стилевые мотивы.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!