Как «Мёртвая дорога» дала жизнь Новому Уренгою, а он оживил её

Время прочтения: мин.

В 1947 году началось строительство Трансполярной железнодорожной магистрали. В 1960-х годах работы были прекращены, но оставшаяся после строительства инфраструктура способствовала открытию Уренгойского газового месторождения в 1966 году.

В 1947 году по распоряжению И. В. Сталина в приполярной тундре началось строительство Трансполярной железнодорожной магистрали. Дорога строилась десятками тысяч людей, большинство из которых были заключёнными ГУЛАГа. 

Сталинская железная дорога.

Участок Надым — Салехард. 1994 г.

Сталинская железная дорога.

Участок Надым — Салехард. 1994 г.

Значительная часть магистрали проходила по территории Ямало-Ненецкого национального округа, и строители планировали остаться у фактории Уренгой надолго. Однако после смерти вождя работы были прекращены, и к началу 1960-х годов недостроенная дорога потеряла свою актуальность. Неофициально её стали называть «мёртвой».  

О 501-й и 503-й стройках долгое время нигде не упоминалось, но наследие их строителей неожиданно помогло сейсморазведчикам и буровикам открыть здесь газовые месторождения и обустроить их более быстрыми темпами. 


В январе 1966 года сейсмическая партия № 9/65-66, возглавляемая геофизиком Владимиром Лаврентьевичем Цыбенко, стала первооткрывателем уренгойской структуры. Партия разместилась в бараках заброшенного лагеря заключённых, который был частью 503-й стройки. 


Разрушенные дорога и мост через реку Блудную. 1989 г.

Бывшая фактория Уренгой находилась в 500 метрах от лагеря выше по течению Пура. На её территории имелись метеостанция, пекарня, медпункт и магазин. Жителей здесь было всего семь человек. Факторию превратили в вахтовый посёлок геологов и буровиков. 

Скважина Р-2 была начата 2 мая, а закончена 26 мая 1966 года. Бурила её бригада Владимира Борисовича Полупанова. 6 июня был получен мощный фонтан газа, каких ещё не приходилось видеть, с суточным дебитом 7 миллионов кубометров. Так на геологической карте страны и мира появилось новое уникальное месторождение природного газа — Уренгойское.


Бригада мастера В. Б. Полупанова после бурения скважины-первооткрывательницы Уренгойского месторождения. 1966 г.

Буровая вышка на Уренгойском месторождении. 1967 г.

Владимир Борисович позже вспоминал: «В посёлке Уренгой ничего не было, кроме леса да бараков, опустевшего лагеря заключённых. Кабинет я себе оборудовал в бывшем карцере. Вспоминаю те далёкие времена и диву даюсь — как мы могли так работать? Но скважина была пробурена с соблюдением всех технических нормативов».


19 июня 1975 года было завершено бурение первой эксплуатационной скважины на вновь открытом месторождении. 18 августа на берегах реки Евояхи, притока Пура, возник посёлок Новый Уренгой.

Посёлок Новый Уренгой. 1975 г.

Посёлок газодобытчиков Новый Уренгой. 1960–1980-е гг.

В 1978 году было образовано производственное объединение «Уренгойгаздобыча» и сдана первая установка комплексной подготовки газа, началась промышленная эксплуатация второго по величине в мире газового месторождения.


Буровая в тундре. 1972 г.

А что же стало с печально известной «Мёртвой дорогой» в разбуженной, растревоженной геологами и газовиками тундре? С развитием газодобычи и возникновением здесь таких городов, как Надым и Новый Уренгой, некоторые участки бывшей «сталинской железки» вновь обрели значение. В 2001–2005 годах появились планы по её восстановлению. 


Последним и окончательным является проект «Урал промышленный — Урал Полярный», в рамках которого Трансполярная магистраль обрела новое название — «Северный широтный ход».

Источники:

© Вид на железную дорогу и строящийся путепровод в Новом Уренгое. 1980-е гг. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Сталинская железная дорога. Участок Надым — Салехард. 1994 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Сталинская железная дорога. Участок Надым — Салехард. 1994 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Разрушенные дорога и мост через реку Блудную. 1989 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Бригада мастера В. Б. Полупанова после бурения скважины-первооткрывательницы Уренгойского месторождения. 1966 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Буровая вышка на Уренгойском месторождении. 1967 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Буровая в тундре. 1972 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Посёлок Новый Уренгой. 1975 г. Государственный каталог музейного фонда РФ

© Посёлок газодобытчиков Новый Уренгой. 1960–1980-е гг. Государственный каталог музейного фонда РФ

Похожие истории

Посещение в 1914 году станции Беслан императором Николаем Вторым

В декабре 1914 года, в начале Первой мировой войны, император Николай II посетил Беслан во время своей поездки по Кавказу. Это событие стало важной вехой в истории города и запомнилось местным жителям.

Посещение Бахчисарая Екатериной II

В 1787 году императрица Екатерина II посетила Бахчисарай. Это был единственный город Тавриды, в который государыня приехала дважды. Он оставил в её памяти сильные впечатления, которые нашли отражение в стихах, обращённых к князю Потёмкину.

Захарьевы – основатели Медвежьегорска

Основателями Медвежьегорска можно считать династию заонежских крестьян Захарьевых. Они были владельцами лесопильного завода на реке Кумсе и много сделали для развития города.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!