Вояж императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году коснулся многих городов Российской империи, однако Бахчисараю главный организатор путешествия — светлейший князь Григорий Потёмкин — уделил особое внимание.
Здесь, в бывшей столице Крымского ханства, должна была состояться встреча новой повелительницы крымских татар — «Катарины-Падишах» — с людьми, ещё недавно враждебными России. От этой встречи зависело многое в будущих взаимоотношениях российской власти и её мусульманских подданных. Визит императрицы в Бахчисарай должен был соединить в себе элементы военно-политического триумфа и благотворительного посещения, внушая подданным надежды, друзьям — уверенность, а противникам — страх.
Подготовка к приёму государыни началась заблаговременно. Предполагалось, что она пробудет в Бахчисарае несколько дней и местом её остановки станет дворец крымских ханов. Военные действия 1770-х годов не способствовали его сохранности, и Потёмкин распорядился отремонтировать основные помещения дворца и вновь расписать их в «восточном вкусе». Специальной отделке подверглась и главная улица города: её целиком замостили, отремонтировав дома и лавки вдоль неё.
Екатерине предстояло въехать в город через специальную каменную арку, закладной камень которой с датой «…майя 1787 г.» и поныне хранится в Бахчисарайском музее-заповеднике. Число предполагали выбить позже, поскольку точно рассчитать дату прибытия императрицы (это случилось 20 мая) было сложно.
В город кортежу государыни пришлось спускаться с довольно высокой горы, и триумф едва не обернулся трагедией: лошади (тяжелую императорскую карету на 12 мест их впрягли четыре десятка) внезапно понеслись со склона с большой скоростью. Однако именно тогда в полной мере проявило себя настроение местных жителей. Собравшиеся для встречи люди остановили лошадей и чуть не на руках внесли карету императрицы в город.
За два дня пребывания в Бахчисарае Екатерина посетила богослужение в Большой ханской мечети, побывала в Успенском пещерном монастыре, посетила караимский храм — кенассу — и дом городского старосты в Чуфут-Кале. Обыватели и знать повсеместно выражали ей преданность, а вечером Потёмкин поразил всех, устроив по опоясывающим Бахчисарай скалам фейерверк и иллюминацию.
Бахчисарай был единственным городом Тавриды, который императрица посетила дважды. Выехав оттуда для знакомства с Севастополем, Байдарской долиной и Балаклавой, государыня вернулась для ночлега в Бахчисарай.
Её впечатления от путешествия были настолько сильны, что Екатерина выразила их в стихах, обращённых к Потёмкину (это были первые стихи на русском языке, посвящённые Бахчисараю):
Лежала я вечор в беседке ханской
В средине бусурман и веры мусульманской…
Хвалю тебя, мой друг, занявши здешний край,
Ты бдением своим все вяще укрепляй!
Часть обстановки комнаты, где останавливалась Екатерина II, до сих пор бережно хранится и экспонируется в одном из залов Бахчисарайского музея-заповедника.