Камбарский тарантас

Время прочтения: мин.

Широкую известность камбарякам принесло производство четырёхколёсной конной повозки, которую именуют тарантасом. В 1889 г. камбарский тарантас был отмечен почётной грамотой на Всемирной выставке в Париже. Производство повозок работало до 1965 г.

История

Камбарская волость с давних пор славилась своим тележным промыслом. «Спокон века, не сея и не собирая в житницу, камбаряки отдавались лишь кустарно-производственному труду, вырабатывая главным образом телеги обывательского и военного образца, доведя этот труд до максимума совершенства», — говорилось в одном из документов начала ХХ в.

Широкую известность камбарякам принесло производство четырёхколёсной конной повозки на длинной продольной раме, которую принято называть тарантасом. В конце XIX в. их выпуском в Камбарке было занято три с лишним сотни ремесленников — кузнецов, колёсников, подеревщиков, корзинщиков, сборщиков-тележников.

В 1889 г. изящный камбарский тарантас был отмечен почётной грамотой на Всемирной выставке в Париже, а на Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1902 г. бронзовой медалью был награждён камбарский кузнец-тележник Смирнов. В настоящее время эта медаль хранится в Музее истории и культуры Камбарского района.



На рубеже XIX–ХХ вв. в посёлке действовала экипажная артель. В 1919 г. камбарские мастера и заводчане общими усилиями выполнили «военно-срочный» правительственный заказ по изготовлению телег для Красной армии. В результате в посёлке открылся Государственный экипажный завод, на котором в 1921 г. было изготовлено 240 телег военного образца, однако уже через два года из-за нехватки материалов его законсервировали.


В 1928 г. экипажный промысел возродился в виде Обозостроительного промыслового кооперативного товарищества «Горн», которое просуществовало до середины 1960-х гг., ежегодно выпуская до шести тысяч тарантасов и телег. Продукция товарищества была отмечена дипломом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1956 г. В 1965 г. производство было перепрофилировано на выпуск газового оборудования.


Образец традиционного камбарского тарантаса сегодня можно увидеть в экспозиции районного музея истории и культуры.



Похожие предметы

Плотина

Воткинская плотина, построенная в 1758–1759 годах, — одно из старейших и самых живописных сооружений города. Она образует огромный искусственный водоём и стала ключевой частью городской набережной.

Листовки льговских молодогвардейцев

Агитационные листовки, призывающие к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками распространялись в годы войны. Сейчас они хранятся, как память о подвигах юных героев.

Паровоз Л-0002 — самый массовый локомотив послевоенного времени

В 1986 году у Дома культуры железнодорожников в поселке Лиховский был установлен паровоз-памятник, как символ Юго-Восточных железных дорог.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!