Кудемская узкоколейная железная дорога

Время прочтения: мин.

Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.

История

С начала 2000-х годов дорога используется исключительно как пассажирская, перевозит жителей окрестных поселков, дачников и пока немногочисленных туристов. Кудемская — одна из старейших и немногих продолжающих действовать пассажирских узкоколеек России.

Тепловоз на узкоколейной дороге.

Северодвинск строился в приполярной глуши, в диких, почти безлюдных, плохо освоенных местах. Нужно было не только обеспечить надежное круглогодичное сообщение с внешним миром, но и проложить внутренние транспортные коммуникации. Чтобы бесперебойно доставлять в город лес из расположенных к югу от него леспромхозов в 1949 году построили Кудемскую узкоколейную железную дорогу с базой в поселке Белое Озеро.

Северодвинский леспромхоз, 50—е годы. На Белое Озеро по УЖД прибывает состав. Во главе — узкоколейный паровоз.

Вывоз леса по узкоколейной ж.д. 1959 г.

Тепловоз везет рабочих. 1968 г.

Название дороги произошло от расположенной неподалеку реки Кудьма. Ширина колеи составила 750 миллиметров. Белое Озеро — главная станция дороги, где по сей день находятся ее депо и диспетчерская. Летом 1985 года дорогу ремонтировал студенческий строительный отряд исторического факультета Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова «Славяне-85».


Здание станци Белое озеро. 2014 г. Автор — jst_ru

Петляющая по живописным берегам лесных озер и глухой тайге, которая местами подходит к ней стеной, дорога имеет протяженность 108 километров, из которых сегодня эксплуатируется 35. Остальные пути разобраны или находятся в нерабочем состоянии. На узкоколейке действуют три станции, одна из которых, Водогон, расположена на юге Северодвинска.



Схема Кудемской УЖД во времена работы леспромхоза. 2014 г.

В 2010 году дорога вошла в рейтинг «Десять самых красивых железнодорожных маршрутов планеты» по версии русской редакции Forbes. Дорога примечательна еще и тем, что она не электрифицирована, работает на тяге почти игрушечных тепловозов. Для однодневной экскурсии такой тепловоз можно взять в аренду. Поезда курсируют пять дней в неделю, в летнее время к составу цепляют «обрешетку» — открытую платформу со скамьями по бокам.


Похожие истории

Юбилейное чугунное литье из собрания Каменск-Уральского краеведческого музея

В краеведческом музее Каменска хранится коллекция чугунного литья. Особое место среди них занимают бюст императора Александра II, памятная доска в честь 200-летнего юбилея завода и герб Российской империи.

Ирбитская ярмарка

Ирбитская ярмарка, известная с XVII века, оказала большое влияние на развитие города. Была возрождена в 2003 году. Современная ярмарка проводится летом на площади Ленина с сохранением исторических традиций.

Калужское тесто

У легендарного тульского пряника есть конкурент — калужское тесто, которому даже установлен памятник. Считается, что калужские купцы тщательно скрывали рецепт приготовления, чтобы не допустить конкуренции.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!