Кудемская узкоколейная железная дорога

Время прочтения: мин.

Название дороги произошло от близлежащей реки Кудьма. Колея шириной 750 миллиметров работает на тепловой тяге. Ее построили в 1949 году для доставки ресурсов из расположенных к югу от города леспромхозов.

История

С начала 2000-х годов дорога используется исключительно как пассажирская, перевозит жителей окрестных поселков, дачников и пока немногочисленных туристов. Кудемская — одна из старейших и немногих продолжающих действовать пассажирских узкоколеек России.

Тепловоз на узкоколейной дороге.

Северодвинск строился в приполярной глуши, в диких, почти безлюдных, плохо освоенных местах. Нужно было не только обеспечить надежное круглогодичное сообщение с внешним миром, но и проложить внутренние транспортные коммуникации. Чтобы бесперебойно доставлять в город лес из расположенных к югу от него леспромхозов в 1949 году построили Кудемскую узкоколейную железную дорогу с базой в поселке Белое Озеро.

Северодвинский леспромхоз, 50—е годы. На Белое Озеро по УЖД прибывает состав. Во главе — узкоколейный паровоз.

Вывоз леса по узкоколейной ж.д. 1959 г.

Тепловоз везет рабочих. 1968 г.

Название дороги произошло от расположенной неподалеку реки Кудьма. Ширина колеи составила 750 миллиметров. Белое Озеро — главная станция дороги, где по сей день находятся ее депо и диспетчерская. Летом 1985 года дорогу ремонтировал студенческий строительный отряд исторического факультета Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова «Славяне-85».


Здание станци Белое озеро. 2014 г. Автор — jst_ru

Петляющая по живописным берегам лесных озер и глухой тайге, которая местами подходит к ней стеной, дорога имеет протяженность 108 километров, из которых сегодня эксплуатируется 35. Остальные пути разобраны или находятся в нерабочем состоянии. На узкоколейке действуют три станции, одна из которых, Водогон, расположена на юге Северодвинска.



Схема Кудемской УЖД во времена работы леспромхоза. 2014 г.

В 2010 году дорога вошла в рейтинг «Десять самых красивых железнодорожных маршрутов планеты» по версии русской редакции Forbes. Дорога примечательна еще и тем, что она не электрифицирована, работает на тяге почти игрушечных тепловозов. Для однодневной экскурсии такой тепловоз можно взять в аренду. Поезда курсируют пять дней в неделю, в летнее время к составу цепляют «обрешетку» — открытую платформу со скамьями по бокам.


Похожие истории

Железная дорога и вокзал Рыбинска

В конце XIX века в Рыбинске построили железную дорогу, которая ускорила экономический рост города. Первый деревянный вокзал возвели в 1903 году. Новое здание, которое работает и сейчас, появилось после пожара.

Станция Ленинград — Освобождённый

80-летию полного снятия блокады Ленинграда посвящается

Как железные дороги изменили Россию

Сейчас сложно представить, как существовала наша огромная страна без сети железных дорог. Начав свою историю в 1837 году, железные дороги России стремительно развивались и влияли на жизни сотни тысяч людей.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!