Муромский вантовый мост — самый красивый мост России

Время прочтения: мин.

Современный Муромский вантовый мост построен на месте старинного торгового пути - Муромской дороги. Сейчас - это важная переправа через Оку, часть международного маршрута из Китая в Европу и самый красивый мост России.

Муромский мост, возведенный в 2009 году, — один из самых примечательных архитектурных объектов Нижегородской области. Он занимает особое место среди инженерных сооружений страны — это первый вантовый мост, спроектированный и построенный в России.

Муромский вантовый мост

Территория нижнего и среднего течения Оки — давнее место пересечения торговых путей. В районе современных Навашинского и Вачского районов Нижегородской области пролегала древняя Муромская дорога, связывавшая центральные области государства с осваиваемыми сибирскими землями. Через Муромский тракт шли гужевые обозы с сибирскими товарами и уральским металлом, а в обратную сторону тянулись конвои со ссыльными и переселенцами, искавшими в Сибири лучшей судьбы. Однако стабильное и бесперебойное сообщение между берегами Оки в районе Мурома и Навашино было налажено относительно недавно.


Гужевые повозки, идущие по Сибирскому тракту

Муромский вантовый мост заменил старую понтонную переправу, действовавшую с 1981 года. В зимнее время вместо понтонов движение осуществлялось по льду, а весной и осенью — посредством паромов. Однако медлительные паромы не справлялись с потоком желающих переправиться на другой берег Оки, особенно во время большого наплыва пассажиров в конце весны — зачастую людям приходилось стоять в очереди по нескольку часов. Не спасала положение и понтонная переправа: понтоны приходилось постоянно разводить, чтобы пропустить плывущие по реке суда. Широкие окские половодья также осложняли ситуацию. На зимовку и ремонт понтоны отводили в Навашинский затон, где бригада сварщиков готовила их к новому сезону.


Разводной мост через Оку. Начало XX в.

Переправа связывала две области — Владимирскую и Нижегородскую, однако ближайший полноценный мост через Оку находился в самом Нижнем Новгороде, в 150 километрах от Мурома.

Все это обусловило принятие решения о строительстве моста, способного обеспечить бесперебойную переправу. Возведение вантового моста началось в 2006 году. Дорожное полотно в конструкциях такого типа соединено с несущими пилонами стальными тросами — вантами. Строительство заняло всего три года, и уже 1 октября 2009 года по мосту проехали первые автомобили. Длина моста составляет 1 400 метров, а ширина — 15 метров. Проезжая часть установлена на трех пилонах, один из которых стоит прямо посередине Оки (глубина реки в этом месте составляет около шести метров). Сами опоры имеют высоту 90 метров. Для пешеходов на мосту предусмотрены тротуары.


Муромский вантовый мост

В 2013 году по итогам всенародного голосования, проведенного Федеральным дорожным агентством, Муромский мост получил звание самого красивого моста России. Об этом свидетельствует памятная табличка, укрепленная на одной из его опор. В ветреную погоду ванты моста издают мелодичные звуки, из-за чего местные жители называют его «поющим».


Муромский вантовый мост

Памятная табличка

Однако пропускная способность Муромского моста оказалась недостаточной для обеспечения масштабных международных перевозок — через этот регион проходит строящаяся трасса М-12, которая считается частью международного маршрута Западный Китай — Западная Европа. Поэтому в апреле 2023 года всего в полукилометре ниже по течению Оки был построен второй автомобильный мост. Как и предыдущий, новый мост (также вантовый) возвели в короткие сроки — всего за два с половиной года. Этот мост несколько ниже своего старшего собрата — высота его пилонов (их два) составляет 80 метров, однако он имеет бóльшую длину пролетов и более широкую проезжую часть — по две полосы в каждую сторону. 


Строительство нового моста трассы М12

Строительство нового моста трассы М12

Усилия почти 1,5 тысячи человек и 100 единиц техники позволили соорудить мост с опережением графика на один год. Его пропускная способность — 40 тысяч автомобилей в сутки.



Похожие истории

Вокзал Ступино

Железная дорога в Ступино появилась в 1900 году и связала Москву и Каширу. Вокзал возвели спустя три года, а в 1930-х деревянное здание перестроили в современное, сочетающее классицизм со сталинским ампиром.

Подземная тюрьма (зиндан) в цитадели Нарын-кала

Как и любая средневековая крепость, Нарын-кала славилась не только свои мощными стенами и роскошными ханскими дворцами — были здесь и тюрьмы, из которых невозможно было сбежать. Сегодня древние сооружения — памятники истории федерального значения.

Певческие праздники Сортавалы

Вокально-хоровое искусство - излюбленный жанр североевропейских народов. Масштабные песенные праздники с участием больших коллективов проводились в Сортавале с конца XIX в.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!