Белорусский вокзал

Время прочтения: мин.

г. Москва, пл. Тверская застава, 7

GPS: 55.776618 , 37.581496

Белорусский вокзал — ключевой железнодорожный узел для электричек и поездов дальнего следования, в том числе международных. Он сыграл важную роль в двух мировых войнах, став местом, откуда солдаты отправлялись на фронт.

История

Белорусский вокзал появился на карте Москвы в 1870 году. Тогда он назывался Смоленским, поскольку от него начиналась железнодорожная магистраль Москва — Смоленск. Строить эту дорогу начали в 1868 году, а уже 19 сентября 1870 года открыли движение по всему пути. Этот вокзал стал шестым в Москве по времени постройки после Николаевского (ныне — Ленинградского), Курского, Нижегородского (ныне не существует), Рязанского (ныне — Казанского) и Троицкого (ныне — Ярославского). Годом позже дорогу продлили до Бреста, и вокзал стал называться Брестским.


Брестский вокзал. 1870-1895 гг.

Тогда же соорудили соединительную ветку, которая связала Смоленский вокзал с Николаевским и Курско-Нижегородским направлением. В 1900-е годы вокзал стал уже тесным для посетителей: отсюда отправлялись поезда не только до Бреста, но и до Варшавы, откуда пассажиры могли следовать в Германию, Австро-Венгрию и другие европейские страны. В 1907–1912 годах по проекту архитектора Ивана Ивановича Струкова было построено новое здание вокзала в стиле модерн.


Иван Иванович Струков

Сам вокзал в связи с празднованием 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года переименовали в Александровский в память об Александре I, при котором произошла эта победоносная война. После Великой Российской революции 1917 года имя императора в названии станции признали неуместным, поэтому в 1922 году вокзал переименовали в Белорусско-Балтийский, а в 1936 году он обрел нынешнее название — Белорусский.


Александровский вокзал. 1913 г.

Здание вокзала реконструировали несколько раз. В 1938 году в правом крыле вокзала открылся вестибюль станции метро «Белорусская» Горьковско-Замоскворецкой линии, в 1976 году рядом с вокзалом построили новое здание для кассы предварительной продажи билетов, а в 2009 году одно из помещений вокзала переоборудовали в зал для пассажиров аэроэкспресса в аэропорт Шереметьево.


Белорусский вокзал. 1948-1950 гг.

С Белорусского вокзала отправляются поезда дальнего следования в Смоленск, Псков, Великие Луки, Калининград и в города Республики Беларусь. До недавнего времени с Белорусского вокзала уходили поезда до Варшавы с прицепными вагонами до Берлина, Кёльна, Парижа и других европейских городов. Ныне до Смоленска и Минска ходят скоростные поезда «Ласточка». Пригородные электрички, отправляющиеся с Белорусского вокзала, следуют до станций Бородино, Можайск, Кубинка, Голицыно, Одинцово, Звенигород, Усово.


Вид на Белорусский вокзал

В 2014 году на территории Белорусского вокзала между его зданием и платформами установили памятник в честь знаменитого военного марша «Прощание славянки». Он представляет собой бронзовую фигуру солдата, одетого в военную форму времен Первой мировой войны, и обнимающей его девушки. 


Памятник «Прощание славянки» на территории Белорусского вокзала


Монумент высотой почти в человеческий рост не имеет постамента. Рядом с памятником установлены фонари с геральдическими щитами, на которых сделаны надписи «1914» и «1941» и воспроизведены образцы стрелкового оружия тех лет. Мемориал напоминает о том, что именно с Белорусского вокзала отправлялись солдаты на фронт в годы двух мировых войн.


Фильм «Белорусский вокзал»

Похожие места

Железнодорожная станция Череповца

Железную дорогу в Череповец проложили к 1905 году, а у первого вокзала разбили сад с освещением и построили церковь. Скоро вокзал перестал справляться с пассажиропотоком, и в 1950-х возвели новое здание.

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Кирпичное здание Мценского вокзала - архитектурный памятник рубежа XIX-XX вв. Богато декорированное строение в эклектичном стиле до сих пор выполняет свои функции и ожидает масштабной реконструкции.

Вокзал Липецка

Железную дорогу протянули к Липецку в 1868 году — городу-курорту требовалось транспортное сообщение. Первый вокзал включал в себя только два зала ожидания, сегодня — это 11-этажное здание с часовой башней.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!