Мореходный бот в Сумском Посаде

Время прочтения: мин.

Путешествуя летом 1870 года, великий князь Алексей Александрович обратил внимание на знаменитые норвежские морские боты. По его приказу в Петербурге было построено подобное судно — листербот — и подарено поморскому селу Сумский посад. В 1971 году ему был присвоен статус памятника истории.

История

Летом 1870 года великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II, совершил путешествие по Белому морю, посетив Сумский посад. Возвращаясь в Санкт-Петербург через Скандинавию, князь изучал в Норвегии морское дело. Тогда он обратил внимание на известные своими мореходными качествами норвежские морские боты. Эти суда, называемые листерботами, строились в области Листер на юге Норвегии. По возвращении в столицу князь приказал изготовить по норвежским чертежам такой листербот в мастерских Петербургского речного яхт-клуба. Длина судна составила 9,91 метра, ширина по миделю — 3,57 метра, а высота — 1,20 метра. 30 июля 1872 года из канцелярии архангельского губернатора Н. П. Игнатьева в Сумскую посадскую ратушу пришло распоряжение:


Генерал-адмирал российского флота

Великий князь Алексей Александрович.

Художник М. В. Петров-Маслаков

Желая дать поморам образец судна вполне испытанного, как для прибрежного плавания, так и для исполнения лоцманской службы, великий князь по возвращении из путешествия ходатайствовал о постройке… такого судна по чертежу известных своими морскими качествами датских ботиков…

Когда листербот был готов и доставлен Архангельск, Н. П. Игнатьев решил «наиболее целесообразным» передать ботик в Сумский посад. Шкипер Павел Степанович Смирнов перегнал судно на новое место. После событий 1917 года о боте забыли, и он постепенно обветшал. Большая часть его оборудования была утрачена, включая сосновую палубу, руль и вёсла, а также часть медных заклёпок. Лишь в 1971 году постановлением Совета министров Карелии бот получил статус памятника истории. В 1980-м специалисты провели его обследование и подготовили проект реставрации, однако он остался нереализованным. 


Сумский посад Архангельской губернии.

Начало ХХ в.

Только в 2011 году над ботом возвели защитный навес, а в 2015-м разместили информационную табличку с QR-кодом и текстом: «Мореходная лодка, построенная в XIX веке. Объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры)». Важность сохранения культурного наследия стала темой обсуждения специалистов Беломорского центра поморской культуры и Норвежского морского музея. Было отмечено, что в Норвегии осталось лишь три таких судна, тогда как в России сохранился единственный листербот из Сумпосада. Планировалось участие российских и норвежских экспертов в проекте «Дружба без границ» для восстановления бота, но дальнейшая информация об этом отсутствует. Листербот изображён на гербе и флаге Сумпосада, утверждённых в 2019 году.


Герб Сумского Посада

Похожие предметы

Древнее вооружение — рыцарские доспехи для наследника престола

Искусная работа мастеров — рыцарские доспехи Александра II стали произведением искусства и являются ценным экспонатом краеведческого музея Златоуста.

Народные промыслы

В XIX веке в Бугульме значительная часть крестьян занималась различными промыслами, включая обработку липового дерева, валяние шерсти и крашение тканей, что обеспечивало их необходимыми предметами быта и дополнительным доходом. Эти ремёсла, особенно производство изделий из лыка и липы, играли ключевую роль в развитии местной экономики и социальной жизни региона.

Пересветова дубинка (посох Пересвета)

Уникальный исторический артефакт, хранящийся в Рязанском музее-заповеднике. Долгое время считалось, что он принадлежал герою Куликовской битвы, но современные исследования опровергли эту легенду.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!