Мореходный бот в Сумском Посаде

Время прочтения: мин.

Путешествуя летом 1870 года, великий князь Алексей Александрович обратил внимание на знаменитые норвежские морские боты. По его приказу в Петербурге было построено подобное судно — листербот. В 1971 году ему был присвоен статус памятника истории.

История

Летом 1870 года великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II, совершил путешествие по Белому морю, посетив Сумский посад. Возвращаясь в Санкт-Петербург через Скандинавию, князь изучал в Норвегии морское дело. Тогда он обратил внимание на известные своими мореходными качествами норвежские морские боты. Эти суда, называемые листерботами, строились в области Листер на юге Норвегии. По возвращении в столицу князь приказал изготовить по норвежским чертежам такой листербот в мастерских Петербургского речного яхт-клуба. Длина судна составила 9,91 метра, ширина по миделю — 3,57 метра, а высота — 1,20 метра. 30 июля 1872 года из канцелярии архангельского губернатора Н. П. Игнатьева в Сумскую посадскую ратушу пришло распоряжение:



Желая поморам образец судна вполне испытанного, как для прибрежного плавания, так и для исполнения лоцманской службы, великий князь по возвращении из путешествия ходатайствовал о постройке… такого судна по чертежу известных своими морскими качествами датских ботиков…

Когда листербот был готов и доставлен Архангельск, Н. П. Игнатьев решил «наиболее целесообразным» передать ботик в Сумский посад. Шкипер Павел Степанович Смиронов перегнал судно на новое место. После событий 1917 года о боте забыли, и он постепенно обветшал. Большая часть его оборудования была утрачена, включая сосновую палубу, руль и вёсла, а также часть медных заклёпок. Лишь в 1971 году постановлением Совета министров Карелии бот получил статус памятника истории. В 1980-м специалисты провели его обследование и подготовили проект реставрации, однако он остался нереализованным. 



Только в 2011 году над ботом возвели защитный навес, а в 2015-м разместили информационную табличку с QR-кодом и текстом: «Мореходная лодка, построенная в XIX веке. Объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры)». Важность сохранения культурного наследия стала темой обсуждения специалистов Беломорского центра поморской культуры и Норвежского морского музея. Было отмечено, что в Норвегии осталось лишь три таких судна, тогда как в России сохранился единственный листербот из Сумпосада. Планировалось участие российских и норвежских экспертов в проекте «Дружба без границ» для восстановления бота, но дальнейшая информация об этом отсутствует. Листербот изображён на гербе и флаге Сумпосада, утверждённых в 2019 году.



Похожие предметы

Мемориальные доски «Севастополь» и «Сталинград» на домах, уцелевших в Кондопоге в годы Великой Отечественной войны

Мемориальные доски установлены на двух уцелевших после войны жилых домах Кондопоги. Они открыты 9 мая 2015 года.

Народные промыслы

В XIX веке в Бугульме значительная часть крестьян занималась различными промыслами, включая обработку липового дерева, валяние шерсти и крашение тканей, что обеспечивало их необходимыми предметами быта и дополнительным доходом. Эти ремёсла, особенно производство изделий из лыка и липы, играли ключевую роль в развитии местной экономики и социальной жизни региона.

Федоскинская лаковая миниатюра

Федоскинская лаковая миниатюра — это традиционное народное ремесло по масляной росписи изделий из папье-маше, начавшееся в 1795 году с открытия фабрики Петром Ивановичем Коробовым. Продукция фабрики получила известность в России и за рубежом. Производство существует и по сей день в виде Федоскинской фабрики миниатюрной живописи.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!