GPS: 46.961141 , 142.725446
Идея создания профильных музеев при крупных железнодорожных узлах в Министерстве путей сообщения возникла еще в конце 1990-х, однако в Южно-Сахалинске реализовать ее удалось лишь в начале 2000-х.
Знак «Городской клуб коллекционеров ДК «Железнодорожник» Южно—Сахалинск».
2015 г.
Музей Сахалинской дороги открылся в 2004 году, в ДК железнодорожников разместилась его первоначально скромная экспозиция: копии документов, фотографии, схемы и карты, фонари, костыли и прочая историческая железнодорожная атрибутика.
Интерьеры музея Сахалинской железной дороги.
2019 г. Автор фото — zabivan.
Самое любопытное в его собрании — подлинные, заново отреставрированные образцы железнодорожной техники — были выставлены на специальной площадке близ станции Южно-Сахалинск-Пассажирский, открытой в августе 2005-го. Камерная музейная экспозиция в 2020 году переехала в ныне занимаемое здание.
Вадзима.
2013 г. Автор фото — ufedor.
Первыми экспонатами музея под открытым небом стали железнодорожные снегоочистители: японский «Вадзима» 1939 года постройки (работал на Сахалине до конца 1980-х) и советский «Сахалинец», ранее ржавевший где-то на севере острова. Вскоре к ним присоединился японский паровоз D-51 постройки 1949 года с узкой колеей (не путать с японским же грузо-пассажирским паровозом D51-22, который был установлен на Привокзальной площади Южно-Сахалинска в июле 1992-го). Паровоз был поставлен Японией на Сахалин в конце 1940-х и исправно работал здесь до начала 1970-х. Он по праву считается одним из самых ценных экспонатов музея.
Паровоз D51
В 2006 году Сахалинская железная дорога передала в свой музей вагон японского дизель-поезда «Киха-58» (1963) с колеей 1067 миллиметров. В 1963–1978 годах он колесил по дорогам Японии, а позже (1993–2000) эксплуатировался на Сахалине. Тогда же в музей попал еще один ценный экспонат — японский снегоочиститель «Паровой ротор» производства 1936 года, который работал на Сахалине до 1995-го.
Вагон КиХа—58. 2013 г. Автор фото — ufedor.
ТУ7-2507. 2009 г.
В 2007–2008 годах на музейной площадке были установлены уже совсем раритетные экземпляры — узкоколейный (750 миллиметров) паровоз довоенной постройки Новочеркасского локомотивного завода, который в годы войны обслуживал одну из угольных шахт Александровск-Сахалинского района, где и был случайно обнаружен, и такой же узкоколейный тепловоз, продукт Камбарского машиностроительного завода в Удмуртии, в 1980-х работавший на линии Ноглики — Оха.
Кран Сумимото.
2013 г. Автор фото — ufedor.
Двор музея.
2019 г. Автор фото — zabivan.
Если добавить к этому горнопроходческий щит ленинградского производства и другие специальные железнодорожные механизмы разных лет, также выставленные на музейной площадке, станет ясно, что музей будет весьма интересен историку отечественного транспорта и техники, а для железнодорожника — и вовсе обязателен к посещению.
Источник: © Obrazovanie–gid.ru – Образовательный портал
Источник: © Музеи России – самый полный и подробный справочник российских музеев и галерей
Источник: © Путеводный – блог о путешествиях
Источник: © Проект «Русский музей: виртуальный филиал»