Наследник-цесаревич в Воткинске

Время прочтения: мин.

В начале мая 1837 года великий князь Александр Николаевич совершил ознакомительное путешествие по будущим владениям, посетив 29 губерний, включая Урал и Западную Сибирь. Во время поездки он остановился в Воткинском Заводе, где осмотрел заводские цеха, участвовал в производственном процессе и впечатлился работой огромного предприятия.

История

В начале мая 1837 года 19-летний наследник российского престола великий князь Александр Николаевич отправился в продолжительное путешествие по территории своих будущих владений. Эта поездка, которую поэт В. А. Жуковский метко назвал «всенародным обручением наследника с Россией», была задумана как ознакомительная. В ходе неё юный царевич посетил 29 губерний, охватывающих Урал и Западную Сибирь. В дороге его сопровождала внушительная свита, включающая его воспитателей В. А. Жуковского и К. И. Арсеньева, придворных чинов, камердинера, лейб-медика, фельдъегерей и слуг. Поездка была спланирована как скромное путешествие, и Николай I издал указ, согласно которому в местах, где находились достопримечательности или исторические объекты, местные начальники должны были ожидать прибытие наследника и показывать их, но устраивать обеды и балы было запрещено без предварительного согласования.




Когда по прошествии трёх недель путешествия, в субботу, 22 мая, конный поезд цесаревича прибыл в Воткинский Завод, он остановился в доме начальника завода Ильи Петровича Чайковского. После краткого отдыха и часовой беседы с хозяином наследник отправился осматривать предприятие. Он побывал в основных цехах и мастерских, удивляясь «трудам и проворству рабочих». Несмотря на жар печей и оглушительный шум машин, который сам князь описал как «совершенный ад», он принял участие в производственном процессе.


На «якорной фабрике» ему показали сборку и сварку главных частей 250-пудового якоря, а сам цесаревич ковал 176-пудовый якорь для Черноморского флота и ещё один, весом 252 пуда. Интересно, что якорь, в производстве которого участвовал Александр, так и не был отправлен на Черноморский флот; в 1840 году его установили на пьедестале в заводском дворе с памятной надписью, а в 1850 году перенесли на плотину и в советские годы переплавили.


После осмотра завода, Александр Николаевич посетил выставку образцов продукции, ознакомился с особенностями сортов железа и стали, а также встретился с местным духовенством. Он посетил поселковые школу и госпиталь, оставшись доволен увиденным, что не всегда бывало в его путешествиях. Вечером посёлок был украшен иллюминацией, которой цесаревич любовался с балкона дома Чайковского, а день завершился чаепитием.


На следующий день рано утром цесаревичу были представлены заводские чиновники и инженеры. Через одного из офицеров свиты он передал тысячу рублей «мастеровым на водку», а в ответ получил от Чайковского сувениры местного производства – перочинный нож и две пары бритв. Уже до 8 утра княжеский кортеж отправился в Пермь, продолжая путешествие.

Похожие истории

Посещение в 1914 году станции Беслан императором Николаем Вторым

В декабре 1914 года, в начале Первой мировой войны, император Николай II посетил Беслан во время своей поездки по Кавказу. Это событие стало важной вехой в истории города и запомнилось местным жителям.

Раздел «Городская история»

История Скопинского городского общественного банка — яркий пример финансовой аферы XIX века. Его директор Иван Рыков создал масштабную финансовую пирамиду, которая просуществовала 15 лет и привела к разорению тысяч вкладчиков.

Посещение Бахчисарая Екатериной II

В 1787 году императрица Екатерина II посетила Бахчисарай. Это был единственный город Тавриды, в который государыня приехала дважды. Он оставил в её памяти сильные впечатления, которые нашли отражение в стихах, обращённых к князю Потёмкину.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!