Необыкновенная история о путешествии Елизаветы Луполовой из Ишима в Санкт-Петербург связана с событиями рубежа XVIII–XIX веков. Эта трогательная история берёт своё начало в 1798 году, когда Григорий Луполов, выходец из Малороссии, отставной прапорщик, лишённый чинов и дворянства, был обвинён в укрывательстве воров и краденых лошадей. В наказание его с семьёй отправили в ссылку в Сибирь, и они оказались в деревне Жиляковка недалеко от Ишима. Дочери Григория, 14-летней Елизавете, показалось, что с её семьёй поступили неправильно, и она решила добиться восстановления справедливости.
Памятник П. Луполовой — девушке, прошедшей пешком от Ишима до Санкт-Петербурга просить у императора помилования сосланному в Сибирь отцу
8 сентября 1803 года Елизавета Луполова, по преданию, с одним рублём в кармане и иконой Божией Матери, отправилась пешком из Ишима в Санкт-Петербург, чтобы попросить милости у императора Александра I. Елизавета преодолела пешком расстояние от Ишима до Камышлова, составляющее около 480 километров. Её путешествие пришлось на осень и сопровождалось дождями и холодом. Она кормилась милостыней и несколько раз оказывалась на грани гибели, но не теряла веру в справедливость и доброту людей.
Памятник П. Луполовой
От Камышлова до Екатеринбурга, примерно 140 километров, она смогла проехать на попутных подводах благодаря добрым людям. В Екатеринбурге Елизавету приютила местная благотворительница Татьяна Дмитриевна Метлина, у которой она зимовала и училась грамоте. С наступлением весны Елизавета продолжила путь. Она добралась до Вятки по воде, а затем пешком прошла более 400 километров до Казани. Из Казани Елизавета направилась в Москву, а оттуда — в Санкт-Петербург. Путь занял в общей сложности целый год.
Елизавета останавливалась для отдыха на месяц в нижегородском Крестовоздвиженском монастыре и на две недели в Москве у госпожи Стрекаловой. Получив рекомендательные письма, Елизавета, достигнув в августе 1804 года Санкт-Петербурга, смогла заручиться поддержкой влиятельных придворных дам — Дарьи Александровны Трубецкой, Авдотьи Ивановны Голицыной и Татьяны Васильевны Юсуповой. Благодаря их помощи Елизавета была представлена императрице Марии Фёдоровне, матери Александра I, а также его супруге Елизавете Алексеевне.
Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде
Д. А. Трубецкая. 1900-е гг.
Е. И. Голицына, ураждённая Измайлова
Княгиня Т. В. Юсупова, урождённая Энгельгардт Н. Приселов
Императрица рассказала Александру I о необычной посетительнице из далёкого Ишима. Император, по преданию, был тронут мужеством юной девушки. По его указанию дело отца Елизаветы было пересмотрено сенатором Осипом Петровичем Козодавлевым, и в результате Григорий Луполов был прощён. Семья Луполовых смогла вернуться из ссылки.
В 1806 году Елизавета, обласканная высшим светом, но верная данному обету, покинула Санкт-Петербург. Совершив паломничество к киевским святыням, она решила удалиться в монастырь и стала насельницей нижегородского Крестовоздвиженского монастыря. В 1809 году она переехала в Десятинный монастырь Новгорода, где скончалась 4 декабря от чахотки незадолго до принятия пострига.
Десятинный монастырь
История Елизаветы Луполовой стала основой для образа Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка». Её судьба также нашла отражение в произведениях зарубежной литературы, таких как роман французской писательницы Мари-Софи Коттен «Елизавета Л., или Ссыльные в Сибири» и повесть французского писателя Ксавье де Местра «Параша-сибирячка/Юная сибирячка».
Иллюстрация к повести "Капитанская дочка". Русский художественный листок В.Ф. Тимма
В 2004 году в Ишиме возле собора во имя Святителя Николая Чудотворца, был установлен памятник Елизавете Луполовой. Автором этой композиции стал известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На постаменте памятника выбита надпись: «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви».
Памятник П. Луполовой
Табличка на памятнике П. Луполовой
Скульптор В. Клыков на церемонии открытия
памятника великой княгине Елизавете Федоровне. 1990 г.