В первые десятилетия советской власти антицерковные настроения и варварское отношение к религиозной культуре были характерны не только для больших городов, но и для малых, в том числе и для Раненбурга. Это коснулось и Троицкого собора, считавшегося главным храмом города, строительство которого было завершено еще в 1818 году. После двукратного ограбления собора в рамках кампании по изъятию ценностей в 1922 года, а затем и реквизиции цветных металлов для нужд индустриализации в 1929 году, последовало его закрытие в 1931 году.
Изъятие церковных ценностей. 1922 г.
Картина И. А. Владимирова «Изъятие церковных ценностей в Петрограде»
При Хрущеве предпринимались попытки разрушения Троицкого собора, несмотря на то что он был поставлен на охрану как памятник архитектуры. В 1961 году Липецкий облисполком постановил исключить его из списков памятников, в том числе под предлогом отсутствия средств на поддержание его в приличном состоянии. В 1965 году вновь возникла опасность его уничтожения.
Троицкий собор в Чаплыгине. 1960-1969 гг.
Проживавший в Москве краевед, историк, писатель-публицист и уроженец Раненбурга Владислав Павлович Шлыков обратился в 1966 году с письмом к первому секретарю Липецкого обкома КПСС Григорию Петровичу Павлову о необходимости сохранения собора. Это письмо также подписали писатели Владимир Алексеевич Солоухин и Леонид Максимович Леонов, народный артист СССР Иван Семенович Козловский, профессор архитектуры Петр Петрович Ревякин.
Иван Семенович Козловский
Основной мотив письма заключался в том, что «есть собор, есть город», что «без собора архитектура города рассыплется». В результате деятельного участия соратника Шлыкова исследователя архитектуры Георгия Ивановича Гунькина от этого плана местные власти отказались. Решением Липецкого облисполкома 1971 года и постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1971 года Троицкий собор был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.
Георгий Иванович Гунькин
Троицкий собор в Чаплыгине
Спасение собора, и ныне радующего глаз местных жителей и туристов, стало явно нетипичным для советского времени итогом борьбы общественности за сохранение уникального памятника церковной архитектуры.
Источник: © Путеводитель по железным дорогам России «Putdor.ru»
Источник: © Проект «DRIVE2» — сообщество машин и людей
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Сайт храма во имя Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента
Источник: © Социальная сеть «Одноклассники»