От пролетки до троллейбуса: эволюция городского транспорта Черкесска

Время прочтения: мин.

Основным видом транспорта в Черкесске до войны были различные гужевые повозки. Автомобильный бум и развитие общественного транспорта произошел в 1950-е годы, в 1990-е в городе наладили троллейбусную сеть.

История

Жители города в разные эпохи в качестве транспорта использовали и возницы, и брички, и пролетки. Автомобили и автобусы появились в городе лишь после войны. Сегодня в Черкесске развивается троллейбусная сеть.

Транспорт Баталпашинской в XIX веке

Основным видом транспорта в станице Баталпашинской, из которой вырос город Черкесск, в ХIX веке были тяжелые и неуклюжие повозки, запряженные волами. В процессе движения они чудовищно скрипели под громкие крики чумаков — возниц, подстегивающих волов. Привычным средством передвижения по местным грунтовым дорогам на протяжении всего XIX века были конные экипажи, которые постоянно усовершенствовались в угоду требовательным пассажирам. Среди экипажей были телеги, брички, дрожки, пролетки, кибитки, тарантасы, кабриолеты, коляски, линейки, кареты. У каждого из этих видов были свои особенности.


Бричка. XX в.

Русские экипажи, дрожки. Превая половина XIX в.

Крестьянская безрессорная телега была самым примитивным и наиболее распространенным видом транспорта. Бричка, как и тарантас, имела откидной верх и запрягалась тройкой. В казачьих хозяйствах брички весьма высоко ценили. Дрожки получили название от дрог — длинных брусьев, соединявших две оси. Используемые извозчиками дрожки называли пролетными, они вскоре обрели собственное название — пролетка.


Пролетка на улице города. 1900–1914 гг.

Это был легкий двухместный экипаж с рессорами и откидным верхом. Пролетки различались между собой: красные обозначали высший класс, синие — класс средний, другие цвета отводились пролеткам попроще. Примечательно, что жители Баталпашинской-Черкесска пользовались пролетками вплоть до середины ХХ века.

Кибитки

Кибитки, накрывавшиеся кожаным верхом, передвигались не только на колесах, но и на полозьях. Станичники охотно пользовались ими в зимнее время. Главным качеством тарантаса считалась прочность, поэтому его часто использовали для дальней дороги. Кабриолет представлял собой одноконный или двуконный рессорный экипаж с высоким сиденьем. Кабриолет-двуколку часто называли таратайкой. Легкие и простые коляски имели открытый кузов с откидным верхом, его разновидности — ландо и фаэтон. Пролетки с извозчиками поджидали седоков у Соборной площади, вокруг которой теснились постоялые дворы и заведения.

Линейки

Линейки — длинные дрожки — были первым видом общественного транспорта в станице. В таких открытых экипажах пассажиры сидели боком. Наиболее комфортабельным экипажем были кареты на пружинистых рессорах с крытым салоном и окошками. Впереди на козлах располагался кучер. Старые или большие кареты иногда называли колымагами или рыдванами. Упряжки отличались по количеству лошадей: тройки, четверки. Последние запрягались не только в ряд, но и попарно. Реже встречались шестерки, восьмерки. Цугом обычно ездили обеспеченные люди. При такой запряжке на передней лошади сидел форейтор.


Русские экипажи, дрожки. Превая половина XIX в.

Городской дилижанс в Челябинске. XX в.

Во второй половине XIX века появились дилижансы, запрягавшиеся четырьмя лошадьми в ряд. Они вмещали от четырех до шести человек. Поездку на перекладных можно было совершить на почтовых трактах, вдоль которых от станции к станции двигались экипажи с ямщиками. После того как неподалеку от станицы протянули железную дорогу, пассажиры стали добираться до станции Невинномысская в фургонах, вмещавших до 15 человек.

Перед Первой мировой войной по дорогам империи уже ездили автомобили, но в станице они появились только в годы Гражданской войны вместе с Белой армией. Обосновавшийся там генерал Шкуро ездил на «Студебекере». С уходом деникинских войск автомобили надолго исчезли. По дорогам Баталпашинской и с получением статуса города все еще ездили фаэтоны и вместительные линейки.


Автобус на перекрёстке улиц Технической (ныне Ставропольская) и Ленина в Черкесске. 1964 г.

Автомобильный бум и автобусы

Практически до начала Великой Отечественной войны в городе не было автомобилей, за исключением изредка наезжавших туда примитивных грузовиков, которые привозили колхозную продукцию. Революционные перемены произошли после войны, когда на улицах появились первые маршрутные автобусы. Впрочем, линейки и пролетки оставались в ходу до конца 1950-х годов.


Автобус на улице Кирова в Черкесске. 1979 г.

Автобус ЗиУ–682Г–016.05 на улицах Черкесска. 2015 г. Автор фото – Che Boy

Автобусы окончательно вытеснили конные экипажи, превратившись в главный вид городского транспорта. С 1952 по 1962 год общее количество маршрутных автобусов выросло с 12 до 85. С годами их модели менялись, их радиофицировали, делали более удобными для пассажиров. Прошло еще немало времени, прежде чем в Черкесске начали появляться личные автомобили. Сначала это были отечественные машины, потом — иномарки. Общественным транспортом, как и прежде, были автобусы. В 1988 году в городе насчитывалось 12 автобусных маршрутов.

Троллейбусная сеть. Транспорт современного Черкесска

Нормативы Госстроя позволяли строить троллейбусные линии только в городах с населением свыше 150 тысяч человек. Удивительно, но в небольшом Черкесске они появились и с населением в 100 тысяч. В 1985 году начали строить депо, а уже 26 октября 1988 года по улицам города прошел первый троллейбус.


Троллейбус ЗиУ–682В [В00] на улицах Черкесска. 2010 г. Автор фото – санёк


Автобус ЗиУ–682Г–016.05 на улицах Черкесска. 2015 г. Автор фото – Che Boy

В августе 1991 года открыли третью очередь троллейбусной линии. Количество маршрутов росло, и вскоре их протяженность составила более 144 километров. К ноябрю 2005 года троллейбусы перевезли более 250 миллионов пассажиров. Троллейбус, будучи самым экологичным видом транспорта, не только решил транспортные проблемы Черкесска, но, несомненно, добавил колоритных урбанистических красок панораме южного города.



Похожие истории

Землетрясение 1970 года и ликвидация его последствий

Землетрясение, постигшее Дагестан в мае 1970 года, стало для жителей настоящей трагедией — более 1140 толчков за месяц. Полуразрушенный город махачкалинцам помогали восстанавливать союзные республики.

История железной дороги Астрахани. От перевозки соли к перевозке людей

Железную дорогу в Астрахани построили в 1909 году для доставки баскунчакской соли. Проездной станция стала в 1942 году, первый вокзал в псевдомавританском стиле заменили в 1972 году на капитальное здание.

Распространение ислама и главные мечети Астрахани

Ислам распространен в Нижнем Поволжье еще с VIII века, сейчас в Астрахани около 60 мусульманских общин. Среди главных мечетей города — Белая мечеть в стиле позднего классицизма.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!