Во время визита главы правительства Николая Рыжкова к бастующим шахтерам Воркуты на город обрушилась сильнейшая пурга. Восстановить коммунальную систему удалось не сразу, но эти усилия стали символом самопожертвования горожан в борьбе со стихией.
Воркутинский аэропорт после пурги
В конце перестройки страну охватил острый политический и экономический кризис, который в Воркуте перерос в забастовку шахтеров. На переговоры с бастующими горняками 8 февраля 1990 года в город прилетел лично глава советского правительства Николай Иванович Рыжков. Руководители такого уровня жаловали в Воркуту нечасто. Переговоры завершились успешно, и Рыжков, у которого был запланирован государственный визит в Таиланд, уже готовился к отлету обратно в Москву.
Николай Иванович Рыжков. 2019 г.
Однако в это время на Воркуту неожиданно обрушилась пурга, получившая впоследствии название по имени высокого гостя — «рыжковской». Пурга спутала все планы Николая Ивановича Рыжкова, ведь самолеты в такую погоду не могли летать, и глава правительства вынужден был вместе с воркутянами пережидать стихию.
«Рыжковская пурга». 1990 г.
Между тем погода резко ухудшалась, и дело шло к чрезвычайной ситуации. К вечеру 8 февраля скорость ветра достигла 40 метров в секунду, а на вставшей кольцевой автотрассе, соединявшей город с шахтерскими поселками, в ледяном плену оказалось несколько десятков автобусов с людьми. Одновременно ураганный ветер повредил линии электроснабжения. А так как водопровод не мог работать без электронасосов, то прекратилась и подача воды.
Депо Воркута. 1990 г.
Оставшись без электроэнергии и водоснабжения, городские службы прекратили подачу в жилые здания тепла. Хотя средняя температура февраля в Воркуте около 20 градусов ниже нуля, даже и 30-градусные морозы тут не исключение. Городу с населением в 115 тысяч человек грозило замерзание, и ситуацию необходимо было срочно спасать.
Всю ночь энергетики, несмотря на снег и ураганный морозный ветер, пытались восстановить электроснабжение, но в условиях почти нулевой видимости найти обрыв линии так и не удалось. Утром 9 февраля одну из двух городских ТЭЦ решили отключить, вторая продолжала работать на аварийных запасах. Воркутяне освещали квартиры свечами, разогревали еду на спиртовках, кутались во все что могли и с тревогой щупали стремительно холодеющие батареи.
«Рыжковская пурга». 1990 г.
Тем временем ветер и пурга начали стихать. Часть вездеходов стала расчищать взлетно-посадочную полосу аэродрома, чтобы глава правительства смог вылететь, а другая часть прорвалась через снежные заносы к блокированным на автотрассе автобусам и доставила людям теплую одежду и горячее питание. Однако даже при свете дня энергетики никак не могли найти обрыв электролинии, блокирующий работу коммунальных служб.
«Рыжковская пурга». 1990 г.
Узнав об этом, Рыжков приказал прекратить расчистку взлетно-посадочной полосы, а всю высвободившуюся технику перебросить в распоряжение сотрудников, продолжавших бороться за восстановление подачи электроэнергии. Только вечером 9 февраля обрыв электролинии наконец нашли и устранили. Возобновилась подача тепла и электричества в дома воркутян. Самолет Рыжкова, несмотря на риск, смог взлететь с полурасчищенной взлетной полосы, и в Таиланд он в итоге улетел вовремя.
Чрезвычайная ситуация зимы 1990 года навсегда осталась в памяти переживших ее воркутян. Однако многие героические и самоотверженные поступки рядовых жителей Воркуты до сих пор остаются неизвестными. Как правило, люди вспоминают о восстановлении энергопитания городских кварталов и о спасении пассажиров автобусов, оказавшихся в ледяном мешке. В этот напряженный момент удалось избежать паники. Руководители города, воркутинские энергетики и спасатели справились с критической ситуацией.
«Рыжковская пурга». 1990 г. Автор материала – serebryakovaa
Меньше известно о том, что в это время происходило на производстве. Ведь без электроэнергии остались и шахты в окрестностях города, и горняки, находившиеся в тот день под землей. Ветераны воркутинской ТЭЦ-2 до сих пор вспоминают, как, утеплившись всем, чем только было можно, они шли по пояс в снегу по тундре, чтобы найти хотя бы три целых провода, идущих к шахте Хальмер-Ю, и дать энергию в неполнофазном режиме.
Площадь Металлистов в Воркуте. 1995 г. Автор фото – Д. Петрайтис
С огромным трудом в сверхсложных условиях все же удалось подать в шахту энергию. На шахте Юнь-Яга электричество запустили, когда подземные воды уже вплотную подошли к электромоторам насосов, отвечавших за их откачку. Надо признать, что в те дни энергетики Воркуты в буквальном смысле спасали и жителей, и шахты. К сожалению, обойтись совсем без жертв не удалось. По официальным данным, во время «рыжковской пурги» погибло пять человек.