Памятники паровозу и тепловозу

Время прочтения: мин.

Шатурское транспортное управление, основанное в 1932 году, играло ключевую роль в перевозке торфа и грузов. Сеть узкоколейных железных дорог охватывала не только Шатурский, но и соседние районы. В память о предприятии в Шатуре установлено два локомотива.

История

Важным для Шатуры предприятием на протяжении почти всей городской истории являлось Шатурское транспортное управление (ШТУ). Оно было создано в 1932 году, а до того перевозка торфа осуществлялась силами транспортного цеха Шатурской ГРЭС. По численности сотрудников ШТУ занимало второе место в городе после электростанции. 

Для перевозки торфа с полей на ГРЭС было проложено свыше 300 километров узкоколейных железных дорог. Их сеть охватывала весь Шатурский район и выходила за его пределы, в соседние Орехово-Зуевский и Егорьевский районы, а также во Владимирскую область. 

По узкоколейкам перевозили не только торф, но и различные грузы, а также рабочих торфоразработок и пассажиров в деревни и посёлки района.  


Шатурская ГРЭС

В конце 1980-х годов электростанция перешла на газовое топливо, и потребность в транспортировке торфа стала сокращаться. В 1996 году ШТУ было закрыто. Подвижной состав и рельсы резали на металлолом. Некоторые линии ещё продолжали функционировать, но к 2011 году узкоколейки были полностью разобраны.


Строительство Шатурской государственной электрической станции. Добыча торфа. Паровоз типа «Кукушка» с платформами, нагруженными торфом. 1921-1922 гг.

В память о временах, когда поезда ходили по всему Шатурскому району, было сохранено два локомотива: паровоз и тепловоз. Паровоз установили возле дома № 8 по улице Академической, а тепловоз — у входа в городской парк имени Ю. А. Гагарина. Оба локомотива были построены в Удмуртии. 

  1. Памятник паровозу
  2. Памятник Тепловозу

Паровоз ВП4, созданный на Воткинском машиностроительном заводе в конце 1950-х годов, имел важное преимущество для эксплуатации на торфоразработках: искрогаситель в его трубе обеспечивал повышенную пожаробезопасность. Тепловоз ТУ7, выпущенный Камбарским машиностроительным заводом, предназначался для перевозки грузов по узкоколейным дорогам. Отдельные его модификации использовались в качестве снегоочистителей и локомотивов на детских железных дорогах.



Похожие предметы

Плотина

Воткинская плотина, построенная в 1758–1759 годах, — одно из старейших и самых живописных сооружений города. Она образует огромный искусственный водоём и стала ключевой частью городской набережной.

Артефакты палеолитической стоянки Толбага

Недалеко от села Толбага Петровск-Забайкальского района археологи обнаружили древнее поселение возрастом около 35 тысяч лет. Найденные здесь артефакты позволили выделить самостоятельную толбагинскую археологическую культуру.

Собрание С. М. Волконского

В апреле 1918 года князь С. М. Волконский организовал выставку «Декабристы — первые борцы за свободу». В частности она была посвящена его деду — князю Сергею Григорьевичу. Сегодня сохранившиеся экспонаты представлены на выставке «Сибирский коридор» Борисоглебского историко-художественного музея.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!