Казанский вокзал

Время прочтения: мин.

г. Москва, Комсомольская площадь, 2

GPS: 55.773449 , 37.655326

Один из первых московских железнодорожных узлов. Над обликом и убранством здания работали лучшие художники начала XX века.

История

Казанский вокзал начинает свою историю с 24 июля 1862 года, когда от железнодорожной станции на Каланчёвском поле отправился первый поезд по маршруту Москва — Коломна. Эта станция стала третьей в Москве после Николаевского и Нижегородского вокзалов и второй на площади, ныне названной Комсомольской, а в просторечии — площади трех вокзалов. Недавно расположенная рядом станция Московского центрального диаметра получила то же название — «Площадь Трёх Вокзалов».


Станция Московско-Рязанской железной дороги. 1888 г.

Первым вокзалом в этом столичном градостроительном узле стал Николаевский (ныне — Ленинградский), а третьим — Ярославский, который оказался моложе Казанского всего на месяц. Линию от Москвы до Коломны построило частное Общество Московско-Саратовской железной дороги, которое после окончания строительства дороги длиной около ста верст прекратило деятельность. Но уже в 1863 году образовали новую компанию — Общество Московско-Рязанской железной дороги, которое через год продлило путь до Рязани.


Николаевский вокзал. 1905-1910 гг.

В 1891 году компания начала строить пути от Рязани до Казани и поменяла свое название, став Обществом Московско-Казанской железной дороги. Поезда от Москвы до Казани пошли в 1894 году.

Первый вокзал, с которого отправился поезд до Коломны, был деревянным. Два года спустя было построено вытянутое вдоль пассажирских платформ каменное здание. Рязанский вокзал не отличался ни архитектурной выразительностью, ни просторностью помещений, ни комфортом для пассажиров. Поэтому, как только завершили дорогу до Казани, увеличилось количество пассажиров и необходимо было реконструировать вокзал. Но до начала работ прошло еще полтора десятилетия. В 1910 году началось строительство новой магистрали на Казань. Она ответвлялась от уже существовавшей железной дороги в подмосковных Люберцах и напрямую шла на Казань через Муром и Арзамас. Потребность в новом вокзале возросла.


Вокзал Московско-Рязанской железной дороги. 1917-1918 гг.

Конкурс проектов вокзала под названием «Ворота на Восток» выиграл архитектор Алексей Викторович Щусев. Он был уже хорошо известен церковными постройками в национально-романтическом стиле. В своем новом проекте Щусев соединил стилистику московского барокко конца XVII века с архитектурой Казани примерно того же времени. Среди многочисленных и разнообразных объемов огромного здания главным был задуман многоярусный корпус центрального входа в вокзал, образцом для которого стала башня Сююмбике в Казанском кремле.



Алексей Викторович Щусев

В 1913 году начали строить новый вокзал — теперь уже названный Казанским. Его декорировали и оформляли лучшие художники того времени: Александр Николаевич Бенуа, Борис Михайлович Кустодиев, Евгений Евгеньевич Лансере, Николай Константинович Рерих, Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Требовалось немало времени, чтобы соорудить столь грандиозное здание. К тому же строительство тормозили обстоятельства, связанные с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной, а в революционном 1917 году оно и вовсе остановилось. В 1919 году новый вокзал вступил в строй в незавершенном виде. Сооружение вокзала закончилось только в 1940 году, но при этом первоначальный замысел Щусева с богатым декоративным убранством так и не осуществили.



В последующие годы вокзал продолжал меняться. При сооружении Кольцевой линии Московского метро оборудовали подземный зал для пассажиров пригородных поездов, соединенный со станцией «Комсомольская». В 1970-е годы в результате крупномасштабной реконструкции увеличилась пропускная способность вокзала, а в 1987–1997 годах здание претерпело еще одну масштабную реконструкцию.

Реконструкция Казанского вокзала. 1995-1996 гг.

Во время этого обновления удалось реализовать многие детали первоначального художественного замысла Щусева. В частности, соорудили Царскую башню, которая по проекту архитектора предназначалась для приема императора и членов императорской фамилии. После этой реконструкции Казанский вокзал стал одним из крупнейших в Европе.


Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Totalarch - знаменитые архитекторы и дизайнеры

Источник: © Интернет-журнал «Единое Знание»

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Арт-каталог - живопись и графика

Источник: © «Дзен» - платформа для просмотра и создания контента

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Похожие места

Городская железнодорожная станция

В начале ХХ в. была открыта Алапаевско - Скандинская ветка Уральской железной дороги. Сегодня в городе Алапаевск находится узловая станция Свердловской железной дороги, а из Екатеринбурга сюда ходит пригородный поезд «Императорский маршрут».

Железная дорога и вокзал

Железнодорожная линия Москва — Савёлово связала Кимры со столицей в начале XX века. Станция Савёлово стала важным транспортным узлом. Сегодня вокзал модернизируется, но хранит память об истории города.

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Железная дорога в Сарапуле появилась чуть более ста лет назад, после того как был построен мост через Каму. Тогда же в городе был возведен и первый деревянный вокзал — в 1980-е годы его заменили на новый.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!