В 1960–1970-х годах сотрудники Льговского мемориального музея Аркадия Гайдара целенаправленно собирали материалы, связанные с театральными постановками по произведениям писателя, — афиши, журналы, иллюстрации к спектаклям, программы и фотографии.
Сейчас в музейных фондах находится без малого двести афиш, большинство из них — театральные. В некоторых случаях афиши практически не имеют украшений: по сути, это набранный крупным шрифтом текст, оповещающий зрителей о постановке. Однако многие из них — яркие произведения искусства. Один из таких примеров — афиша Казанского государственного русского театра юного зрителя имени Ленинского Комсомола к спектаклю «Бумбараш».
Афиша спектакля «Бумбараш»
Ее создал известный театральный художник Эрнст Брунович Гельмс. На белом фоне листа афиши изображены обрывки обгоревшего красного знамени. Каждый из них, в свою очередь, стал фоном для графических рисунков, отражающих эпизоды спектакля. В центре композиции запечатлен наиболее трагический момент жизни главного героя — гибель любимой. Работа Гельмса наполнена движением и напряженной эмоциональностью.
Эрнст Брунович Гельмс
Но встречаются и совсем иные художественные решения. Так, афиша к спектаклю «Бумбараш» Тбилисского театра юного зрителя имени Ленинского Комсомола выполнена в виде комикса. В Пензенском театре кукол посмотреть спектакль «Военная тайна» приглашал антивоенный плакат, на котором пытающийся подмять под себя весь мир буржуй в цилиндре натыкается на кулак красноармейца.
Афиша спектакля «Военная тайна»
Поскольку в 1960–1970-х годах сотрудники музея подошли к делу собирания афиш очень ответственно, коллекция охватила огромное число театров по всему СССР. Опираясь на нее, можно изучать историю советской афиши за два десятилетия.