GPS: 62.581588 , 33.949634
Месторождение мрамора в окрестностях карельского села Тивдия открыто в 1757 году. Считается, что первыми его обнаружили новгородский купец Иван Мартьянов и местный крестьянин Иван Гриппиев. Разработка первые 12 лет шла под управлением канцелярии Олонецких Петровских заводов. Работали на мраморных ломках крестьяне соседних волостей. Процесс добычи был достаточно трудоёмким и сложным. Толщу породы дробили либо взрывами пороха, либо бурением. Полученные таким образом блоки распиливали. Твёрдый мрамор удавалось пилить со скоростью 2,2 сантиметра в сутки. Подготовленный мрамор переправляли в Кондопогу волоком или водным путём. Оттуда на галиотах материал отправлялся в Петербург. Всего в этом месторождении было обнаружено более 30 сортов мрамора. Добывался там как светлый, так и тёмный камень, вплоть до тёмно-красных и тёмно-зелёных цветов.
В начале 1770-х годов в эти места была переселена с Урала группа рабочих-каменотёсов с семьями. Они основали село под названием Белая Гора. Очень скоро возникло и новое название мрамора, теперь его часто стали называть белогорским. В 1770–1780-е годы карельский мрамор, добытый у Белой Горы, использовался при возведении Исаакиевского собора (так называемый третий Исаакиевский собор, который строился в 1768–1802 годах) и Мраморного дворца (построен в 1768–1785 годах) в Петербурге.
Комиссия по постройке Казанского собора получила в ведение Тивдийское месторождение в 1803–1814 годах. В Казанском соборе, строительство которого шло в 1801–1811 годах, местным мрамором выложены мозаики пола, украшение алтаря и царского места.
Возведением ныне существующего Исаакиевского собора, строившегося в 1818–1858 годах, занимался специальный комитет. Мраморные ломки были переданы в его ведение, и добыча в тот период достигла своего пика. В 1845 году около 100 механических пил значительно увеличили объёмы производства. При карьере работала фабрика, где изделия из мрамора отделывались вручную.
В интерьерах многих зданий Петербурга использован мрамор из тивдийских ломок. Его можно найти в интерьерах Зимнего дворца, восстановленного в 1839 году после пожара, Инженерного замка, возведённого в 1797–1800 годах, Мариинского дворца, строительство которого шло в 1839–1844 годах, и храма Христа Спасителя, построенного в 1837–1860 годах в Москве.
Добыча прекратилась в середине XIX века. Снова о каменоломнях вспомнили в связи с отделкой Памятного зала Этнографического музея в начале XX века. Его колонны, облицовка пола, и другие элементы выполнены из мрамора, добытого на этом месторождении. По окончании работ в музее добыча вновь остановилась.
В следующий раз добыча мрамора была возобновлена в 1930-е годы, для чего использовалась взрывы большой мощности. Полученный камень использовался в интерьерах станции метро «Бауманская» и Дворца Советов в Москве. Применённый способ добычи нанёс месторождениям большой ущерб, множественные трещины пронизали породу вглубь и раскрошил её. После 1945 года мраморные ломки снова перестали работать.
Сегодня рядом с каменоломнями создан парк «Белая Гора. Тивдийский мрамор». С 2017 года здесь проложены туристические маршруты.