Валдай издавна славится колокольчиками — самым известным предметом местного ремесла. Во второй половине XIX века поэт К. К. Случевский (1837–1904) записал красивую, хотя и недостоверную легенду о том, как в Валдае разбился вечевой колокол, увезённый из Новгорода в 1478 году «царем Иваном» (в народной памяти Иван III часто смешивается с Иваном IV). Якобы черепки колокола были брошены на дороге, и местные жители собрали их и слепили из них колокольчики, что стало традицией. На самом деле колокол благополучно добрался до Москвы.
Поэт, прозаик К. К. Случевский
Исследователи считают, что колокольное дело вошло здесь в обычай не ранее второй половины XVIII века, если не считать изготовления больших колоколов в Валдайском монастыре. В это время стали распространяться поддужные ямщицкие колокольчики («бубенцы»). Они заменили почтовые рожки, которые пытались внедрить в России пытались ещё с петровской эпохи (они упоминаются ещё в «Правилах учреждения почтовых карет…» 1839 года), но приживались с трудом. Колокольчики же полюбились ямщикам, вероятно, благодаря давней традиции звонов на Руси.
А. Н. Радищев в 1790 году не говорит о колокольчиках в своих описаниях Валдая. Первые датированные изделия валдайских мастеров Филиппа Терского и Алексея Смирнова, известные к настоящему времени, относятся к 1802 году. Из семьи Смирновых вышел целый ряд умелых литейщиков, а с 1816 года их мастерская превратилась в завод, где изготавливались огромные колокола весом более тысячи пудов.
А. Н. Радищев
Наибольшей известностью пользовались поддужные колокольчики. В 1825 году Фёдор Николаевич Глинка (1786–1880) обессмертил их в стихотворении, часть которого стала песней «Вот мчится тройка удалая…» (с строкой про «колокольчик, дар Валдая»). Почин подхватили другие поэты, сочинившие целый ряд песен о тройках, ямщиках и колокольчиках. Увековечены они и в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» (1826). Стихи Глинки были положены на музыку А. Н. Верстовским (1899–1862), но самой популярной версией оказался мотив неизвестного композитора, ставший народным.
Ф. Н. Глинка
Под влиянием песни с середины XIX века мастера начали наносить на колокола надпись «Дар Валдая», наряду с другими пожеланиями. Специалистам известно около 800 разновидностей изделий.
Валдайский поддужный колокольчик. Середина XIX в.
Валдайский поддужный литой колокольчик. Конец XIX в.
Дар Валдая. Колокольчик. XIX в.
Валдайские колокольчики приобрели такую славу, что их подделывали в других уездах, губерниях и даже за границей. Несмотря на быстрое развитие железных дорог и сокращение числа ямщиков, промысел продолжал существовать. Из последних крупных производств можно отметить завод Усачёвых, который работал в Валдае с 1860-х до 1927 года. Но в конце концов гужевой транспорт уступил место современным средствам передвижения, и колокольное дело в Валдае практически угасло.
Музей колоколов
Сегодня им занимаются кузнецы-энтузиасты, а некоторые фирмы воспроизводят местные образцы в других городах. Однако богатая история валдайского колокольчика запечатлена в экспозиции Музея колоколов, открытого в городе в 1995 году.
Церковь Великомученицы Екатерины
Источники:
© Поэт, прозаик К. К. Случевский. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Валдайский поддужный литой колокольчик. Конец XIX в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Валдайский поддужный колокольчик. Середина XIX в. Государственный каталог музейного фонда РФ
© А. Н. Радищев. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Ф. Н. Глинка. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Дар Валдая. Колокольчик. XIX в. Государственный каталог музейного фонда РФ