GPS: 58.519346 , 31.283417
В Новгороде было не одно вече (от общеславянского «вет» — «совет»). На главной площади города оценивали деятельность князей, избирали посадника (гражданского главу правительства) и тысяцкого (начальника ополчения), объявляли войну и заключали мир. Для решения более мелких проблем в каждом из пяти районов города — «концов» — были свои народные собрания. По всей видимости, кончанские сборы существовали с древнейших времён, когда отдельные деревни разных племенных групп ещё не срослись в единый город.
Но кто шёл на всеобщий новгородский сбор, когда звучал вечевой колокол? Этот вопрос давно занимает историков. Опираясь на летописные сведения о том, что на вече новгородцы сидели на скамьях, археолог Валентин Янин провёл эксперимент. Он посадил на площади студентов и выяснил, что максимальная её вместимость составляла около трёхсот человек. Эти триста членов собрания вполне могли быть главами наиболее знатных боярских родов — «300 золотых поясов».
Вечевая площадь. Вид сверху. Фотография Всеволода Савина. 2019
Когда Новгород только собирался воедино и стал управляться на общем вече, политическая система вполне могла быть народно-демократической. Но с развитием торговли главный законодательный орган, выбиравший посадника, тысяцкого, князя и епископа, постепенно стал орудием разбогатевших бояр. К моменту, когда Иван III вывез вечевой колокол из Новгорода, простой люд уже не решал судьбу республики: на смену демократии пришла олигархия.
Вечевая площадь. Фотография Всеволода Савина. 2019
Тем не менее новгородская политическая система, предполагавшая выборность должностей, коллегиальное решение проблем и местное самоуправление, действительно делала Новгород таким непохожим на Москву.