Вокзал Алатырь

Время прочтения: мин.

г. Алатырь, ул. Горького, д. 1

GPS: 54.849665 , 46.578429

Открытая в конце XIX века, железная дорога в Алатыре быстро обросла новой инфраструктурой и развивала экономику и культуру города. Здесь в прошлом веке выступали главные революционеры. Сегодня встречает и провожает пассажиров новое здание вокзала.

Ходатайство о строительстве железной дороги

Еще в 1874 году в Алатырском уезде планировали провести железную дорогу. Городская дума предлагала выделить для строительства любое количество земли. Спустя шесть лет самый богатый промышленник и купец, а тогда гласный уездного земского собрания, Кирилл Николаевич Попов попросил у правительства направить железную дорогу на Алатырь и Ардатов. Дорога, по его словам, увеличила бы эффективность сельского хозяйства и удешевила поставку хлеба в Петербург. Долгие годы споров в конце концов завершились «высочайшим повелением» соединить Рязань с Казанью железной дорогой, был выбран маршрут через Алатырь.

Портрет К.Н. Попова

Изыскательные работы начались в 1890 году, летом следующего года приступили к прокладке пути. Движение открылось 22 декабря 1893 года. Изначально пропускная способность составляла от Рязани до Алатыря — четыре пары поездов в сутки, от Алатыря до Казани — две пары. Столь редкое движение объяснялось отсутствием разъездов. Скорость поездов была не более 25 верст в час.

Строительство железнодорожного моста через Суру

Насыпь для строительства вокзала

Железнодорожная инфраструктура

В 1894 году в Алатыре появились железнодорожные мастерская и депо. Они стали самым крупным предприятием города, обеспечившим занятость нескольких сотен рабочих и служащих из приезжих и местного населения. Первым начальником, прослужившим в этой должности более 15 лет, был выходец из обрусевших немцев-ремесленников Леопольд Карлович Брунзель.

На новой железной дороге появилось множество станций, мест, где обслуживали поезда, останавливались пассажиры, проводились погрузочные и разгрузочные работы. Станции делились на три разряда, их строили по утвержденным проектам. Алатырскую относили ко второму разряду. Станция давала работу десяткам людей. На ней работал телеграф, затем появился телефон. Открытие станции железной дороги благотворно повлияло не только на экономическую, но и на культурную жизнь города.



Железнодорожный мост с видом на Алатырь. Кон XIX - нач. XX в. Автор материала - humus

Окутанный паром паровоз, который в народе называли «кукушкой», тащивший вагоны по рельсам, воспринимался горожанами как чудо, на которое приходили смотреть все без исключения. Ходили даже старики, некоторых из них вели под руки. На станции работало два буфета. В 1893 году настоятельница Киево-Николаевского девичьего монастыря Лидия поставила на станции «в приличном киоте» иконы князя Александра Невского и Святителя Николая. Многие годы монахини зажигали здесь свечи и собирали пожертвования.

Вокзал — свидетель революционных событий

Вокзал и привокзальная площадь помнят множество событий, происходивших в Алатыре в конце XIX — начале XX века. В годы двух революций площадь стала местом демонстраций и митингов рабочих. Здесь выступали Михаил Тухачевский, Лев Троцкий, Михаил Калинин, приехавшие на агитпоезде «Октябрьская революция». Спустя 30 лет перед зданием вокзала открыли памятник Михаилу Ивановичу Калинину, который в 1980 году заменили на новый.


Фотокопия фотографии агитпоезда ВЦИК «Октябрьская революция».1919–1920 г.



Фотокопия фотографии агитпоезда ВЦИК «Октябрьская революция» 1919–1920 г.

Агитпоезд Октябрьская революция. 1920-е гг.

Агитпоезд Октябрьская революция. 1920-е гг.

Новый вокзал

В 1969 году железнодорожный вокзал реконструировали, а в 2006 году на месте снесенного старого здания вокзала построили новое. Его венчает красная черепичная крыша. Фасад украшают медные рельефы с изображениями паровоза с трубой, а также алатырских памятников истории и архитектуры. В архитектурный комплекс вокзала входит пешеходный переход через пути, с которого люди, как и прежде, смотрят на проезжающие поезда, любуются рекой Алатырь и озерами.

Вид на вокзал

Похожие места

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Железнодорожная станция в городе вошла в состав железных дорог России в 1871 году. Вокзал Каменск-Шахтинска представляет собой типовое здание 1950-х. 

Приход долгожданного железнодорожного сообщения в Углич

Станция Углич замыкает участок Октябрьской железной дороги. Здесь находится поезд-памятник ЭМ 727-57, который выполнял задачи Северного фронта в годы ВОВ.

Белорусский вокзал

Белорусский вокзал — ключевой железнодорожный узел для электричек и поездов дальнего следования, в том числе международных. Он сыграл важную роль в двух мировых войнах, став местом, откуда солдаты отправлялись на фронт.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!